Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Гоцуленко
11 октября 2018

Рубинштейна на передовой

Сейчас мало кто помнит, что еще полвека назад улица Рубинштейна славилась отнюдь не бесчисленными барами, а лучшими в городе ателье, здесь же был крупный рыбный магазин, так объясняются бытовавшие среди ленинградцев обиходные названия улицы – «Шляпный ряд» и «Рыбинштейна». Пока ресторанов было несколько, жители были только рады – есть, где семейные праздники отметить или встретиться с друзьями за чашечкой кофе, но когда по несколько баров стало в каждом доме, жить стало невыносимо. Есть ли компромисс в противостоянии рестораторов и жителей улицы, и какова роль городской администрации, обсуждали на круглом столе «Мойки78» 4 октября.

Сделать пешеходной?

«Надо сделать улицу пешеходной, мне кажется, это очевидно, – заявил в начале дискуссии депутат петербургского ЗакСа Алексей Цивилев. – Чтобы попасть в МДТ, мне приходится парковаться на Фонтанке и идти пешком по проезжей части, иначе по Рубинштейна не пройти – тротуары заняты верандами кафе и не по правилам припаркованными автомобилями».

Но через полчаса, выслушав выступления жителей улицы Рубинштейна, депутат-единоросс признал, что эта мера будет на руку не только театралам, но и рестораторам с их клиентами, что означает лишь больший шум для жилых квартир. Ведь улица менее километра длинной, и это не Малая Садовая с ее шириной или другой широкий бульвар, а с точки зрения распространения звука – это и вовсе резонаторная труба, подчеркивает Ольга Устян, активист инициативной группы ул. Рубинштейна.

Кроме того, улица Рубинштейна – это важная транспортная артерия, если ее закрывают для съемок фильма, например, то весь центр замирает в единой пробке, поэтому пусть движение по Рубинштейна не быстрое, но очень важное.

Верните закону силу!

«В результате деятельности ресторанов ухудшается уровень жизни граждан, – говорит Кирилл Полысаев, активист инициативной группы улицы Рубинштейна, – и если это моя субъективная оценка, то вот объективная реальность – на каждом шагу нарушается закон. Жители не хотят просто закрыть все заведения, нам достаточно, чтобы соблюдали закон. Это и санитарные нормы, и Жилищный кодекс, и закон о тишине и проч., и проч. Если законы соблюдаться не будут, рано или поздно мы все рестораны закроем».

Фактически на каждого зарегистрированного жителя улицы Рубинштейна приходится одно посадочное место в местном заведении общественного питания, хотя норматив составляет всего 60 посадочных мест на 1000 человек населения.
«Если жалобщик не бабушка сумасшедшая, а грамотный человек, то он действительно ресторан закроет, – подтверждает Егор Ярутов, учредитель ресторана «Порт». – Поэтому надо соблюдать закон, если нужно в 11 закрыть заведение, значит, закрываем».

Инициативная группа подчеркивает: их претензии не ко всем поголовно владельцам ресторанов, а к тем, кто не считается с интересами местных жителей, хамит в ответ на просьбы приглушить музыку, и опять-таки – нарушает закон. Например, в последнее время все чаще происходят возгорания – стало популярно готовить, а подчас и подавать блюда посетителю ресторана, прямо на огне. Недовольство жителей адресовано к тем, кто выставляет столы и стулья на тротуар так, что не то что с коляской не пройти, а просто – не пройти, а если приходит проверка Роспотребнадзора – имущество оказывается ничейное. Либо проверка приходит утром (нашли время проверять бар!) и ничего противозаконного не находит. Или еще: по нормам разгрузка продуктов и товаров должна происходить с торцов зданий, где нет окон. Попробуйте найти на Рубинштейна здание, где это можно соблюсти! А где 25 метров до мусоросборника на бетонной плите? «Кто ответит за зажиривание коллектора? – вопрошают жители. – Все отходы пищевого производства уходят в наши подвалы. Посмотрите, все это засоряет наши сети и коллекторы. Случись что – вы арендуете помещение в другом месте, а нам здесь жить».

Жители ул. Рубинштейна:
«Мы говорим о либерализме, о бизнесе, о европейских ценностях, но забываем о частной собственности – о правах собственниках квартир»
Тенденции развития

Жителей поражают циничные ответы некоторых рестораторов: «Езжайте в Кудрово или Мурино, здесь не спальный район». Но так называемый барный кластер развился на Рубинштейна буквально в последнее десятилетие, а многие живут здесь с рождения и помнят бутики и ателье, делавшие Рубинштейна не только самой модной улицей города, но и претендовавшей на центр российской моды. Они помнят и респектабельные рестораны, которые закрылись или переехали – вслед за респектабельной публикой, которую не завлечешь только алкогольным меню. «При всем обилии заведений здесь негде поесть, – рассказывают жители. – Заведения без алкоголя здесь выжить не могут, а за приличной кухней сюда и не приходят».

Тем не менее, Рубинштейна стала центром барной жизни: здесь организуются квесты, «походы по барам», турфирмы указывают улицу в своих путеводителях, и многие туристы непременно хотят «выпить на Рубинштейна».

А что город?

По идее, учитывать и соблюдать баланс интересов граждан и бизнеса призвана государственная машина. Но и у нее, похоже, есть свои интересы – налоговые поступления от бизнеса и дивиденды туристической привлекательности. В то же время наивно думать, что налоги рестораторов больше, чем налоги от того бизнеса, что уступил им место, или что туристы не приедут в Петербург, если на Рубинштейна не будет баров.

Но городские чиновники упрямо утверждают: «Мы не можем диктовать бизнесу, чем заниматься или где открывать бар». И никто словно не слышит, что диктовать не просят, просят просто соблюдать закон.

Жители ул. Рубинштейна:
«У нас аварийные машины работают каждый день, фасады трещат, ресурс улицы исчерпан».
Как быть?

И может быть и есть технические решения по укреплению фасадов, изоляции перекрытий, но все они – стоят денег, которые далеко не каждый бизнесмен хочет потратить, особенно понимая, что любой ресторан на Рубинштейна жители могут закрыть своими жалобами, уже не говоря о нормах пожарной безопасности, которым не соответствует, как говорят в кулуарах, ни одно заведение.

По итогам круглого стола было принято решение составить антирейтинг заведений улицы Рубинштейна, чтобы с лидерами этого антирейтинга работать персонально – через Ассоциацию рестораторов и надзорные органы. Депутат Алексей Цивилев отметил, что может помочь законодательная инициатива ограничения режима работы ресторанов в жилых домах, а вообще городу стоит заморозить развитие кластера, пока не будет разработана дорожная карта, учитывающая интересы всех сторон и содержащая в том числе техническую проработку – содержание коммуникаций и другого общего имущества.