Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Ларина
24 февраля 2017

Робот на службе ГУП «ТЭК СПб»

На котельной «Пискаревская» проходят натурные испытания уникального диагностического робота. 21 февраля в присутствии журналистов робота РД-СКР запустили в аккумуляторный бак-«двухтысячник» для исследования днища при помощи ультразвука и магнитного поля.

IMG_3948.JPG

– Данный комплекс предназначен для контроля днищ резервуаров на предмет наличия коррозий, повреждений в то время, когда продукт находится внутри, – пояснил Денис Гурин, директор дивизиона комплексных проектов АО «Диаконт». – При этом не требуется подготовка поверхности резервуара, его опорожнение, чистка и запуск туда человека, потому что все это небезопасно и требует достаточно длительного времени. Вывод резервуара из эксплуатации достаточно накладен для эксплуатирующей организации, так что эта технология помимо прочего позволяет сэкономить деньги. Диагностика днищ так же важна с точки зрения экологии: в случае протечки резервуаров с темными или светлыми нефтепродуктами происходит попадание этого нефтепродукта в почву и загрязнение окружающей среды.

Смотреть видеорепортаж здесь
Весь демонстрируемый комплекс – отечественная разработка. При помощи ультразвукового сонара робот ориентируется даже в темной вязкой среде внутри мазутных баков, оснащен он также и телевизионной камерой. Исследования коррозионных повреждений система осуществляет посредством 96 ультразвуковых датчиков и  MFL-датчиков (магнитная дефектоскопия). Находясь внутри резервуара, робот непрерывно передает данные на мониторы.  Он может не только выявлять в днищах баков критические для эксплуатации дефекты, но и самостоятельно удалять загрязнения  высотой до 25 мм.

IMG_3972.JPG

В качестве площадки для испытаний на базе ГУП «ТЭК СПб» был намеренно выбран выведенный из эксплуатации аккумуляторный бак, где температура воды не превышает 20°С.

– Процесс диагностики аккумуляторного бака при помощи такой системы занимает около 5 дней, в то время как традиционный способ, при котором нужно слить бак, зачистить днище, поместить внутрь человека, в разы более длителен и дорогостоящ, – рассказал начальник службы диагностики и контроля качества Филиала энергетических источников ГУП «ТЭК СПб» Алексей Капустин, – применение данного комплекса позволяет существенно сэкономить и время, и финансовые средства.

За первые дни испытаний специалисты уже выявили моменты, которые нуждаются в доработке. Например, роботизированную систему следует доработать для возможности исследования не только днища, но и стыковочных швов и уторного (углового) шва – наиболее распространенного места возникновения дефектов. Разработчик комплекса учтет это пожелание и усовершенствует систему.

IMG_3968.JPG

Год назад «Диаконт» презентовал робота-диагноста для магистральных теплотрасс. Система успешно была протестирована на теплосетях. Филиал тепловых сетей ГУП «ТЭК» в рамках пилотного проекта применяет инновационный метод внутритрубной диагностики ГК «Диаконт», сейчас он реализуется на трех участках трубопроводов. Его принцип состоит в использовании переменного электрического тока и измерении распределения переменного магнитного поля внутри трубы. 

Востребованность системы очевидна: только в ведении ГУП «ТЭК СПб» несколько сотен аккумуляторных баков и больше сотни мазутных наземных резервуаров. Полученные при роботизированной диагностике данные о дефектах позволят провести необходимые расчеты прочности и ресурса эксплуатации резервуара и принять решение о проведении ремонта и сроке службы хранилища.

За испытаниями робота внимательно следят и в Америке. «К данной технологии существует предметный интерес, – сообщил директор департамента DAT Брайн Джон Карлсон, – все ждут результатов апробации и начала предоставления услуг на территории США. Что касается данного конкретного оборудования, то сразу после этих испытаний оно будет подготовлено и отправлено конкретному заказчику в США».

IMG_3952.JPG