1 января 1970

Защитить микромир

На персональном сайте Марины Шишкиной, депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, значится: «Женщина делает политику человечной». Что ж, современной жилищной политике этого действительно не хватает.
– Марина Анатольевна, вы – профессиональный журналист, в ЗакСе являетесь заместителем председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке. А как соприкасаетесь со сферой ЖКХ?
– Я уверена, что каждому из нас больше всего важен микромир – двор, дом, квартира, быт в целом. И мой опыт общения с петербуржцами в качестве депутата подтверждает это. Большинство же политиков почему-то предпочитают заниматься глобальными вопросами – космосом, взаимоотношениями с Америкой. Но если мы наведем порядок в микромире, у нас и с космосом все будет хорошо. Проблема в том, что гражданам закрыт доступ в кулуары власти, и они не могут сигнализировать о наличии беспорядка. Вы не попадете просто так в Смольный и даже в районную администрацию, в лучшем случае – в муниципалитет. Единственным шансом на контакт с представителем власти остается депутат, к нему идут с абсолютно всеми проблемами. В первый год я недоумевала: почему я занимаюсь ямами на асфальте, когда есть соответствующая структура, ведомство, почему жители не обращаются туда? А я бы участвовала в решении стратегических вопросов: как проложить новый проспект, где открыть садик или школу… Но оказывается, что совершенно невозможно – разобраться, кто и за что отвечает! Есть у нас один участок дороги, по поводу которого мои помощники отправили несколько десятков запросов – но за несколько лет нам так и не дали внятного ответа, кому он принадлежит и кто за него отвечает! А ведь на депутатский запрос обязаны дать ответ! Я поняла, что если гражданина оставить наедине с бюрократической машиной, он будет просто завален отписками...

– Как в итоге вы построили работу?
– Таким образом, чтобы ни к одной «бумажке» не подходить формально, потому что за каждой – просьба живого человека. Мы разбираемся, к кому именно должно быть обращено мое письмо, причем в нем содержится не жалоба, а требование! Если что-то не сделано, я прошу объяснить, почему: может быть, не хватает финансирования, а может быть, какие-то работы стоят в плане, но жителей об это не уведомили. Не от хорошей жизни – у нас долгое время не было приемных – мы придумали форму выездных приемных. При помощи листовок окрестные жители информируются, что в таком-то дворе будет встреча, я приезжаю на машине, у нас есть специальная информационная стойка – и пожалуйста, любой может подойти со своим вопросом. Это оказалось очень эффективным методом общения с населением, потому что не каждый человек пойдет в приемную к депутату, кто-то постесняется, у кого-то нет времени из-за работы и т. д. Мы узнали о многих типичных проблемах, побеседовали с массой абсолютно адекватных людей! Вы понимаете, мы живем в ситуации непрекращающихся жилищных реформ. Еще четыре года я говорила коллегам: «Скажите, вы уверены, что мы готовы оставить жителей наедине с жилищными и коммунальными организациями? Даже если они сами их выбрали? Мы готовы оставить их без третейского судьи? Мы же захлебнемся письмами и жалобами!». И так и случилось. За дома идут настоящие гражданские войны!

– Какую реальную помощь вы можете оказать?
– В первую очередь, помогаем получить квалифицированную юридическую помощь, а также обеспечиваем внимание к проблеме соответствующих структур и ведомств. С другой стороны, стараемся не допустить принятия опасных законов или же добиваемся их исправления. Когда обсуждали соцнорму на электроэнергию, я говорила: «Мы – нефтяная страна, неужели мы будем экономить на свете в таком сером и сыром городе, как Петербург? Не блокада же! Мы и так закупаем свежие овощи и машины – своих не производим, так давайте оставим людям хотя бы свет!». Против соцнормы будем бороться! Также наша фракция голосовала против закона о капитальном ремонте, мы предупреждали, что он усилит социальное неравенство (Марина Анатольевна – член фракции «Справедливая Россия», – прим. ред.). Сейчас мы пачками получаем письма с похожим содержанием: «Мне 78 лет, мой дом стоит в плане на ремонт только через 20 лет, я до этого не доживу, почему я должен платить?» Мы обращались к председателю Госдумы Сергею Нарышкину с предложением – давайте откажемся от этой системы, а то будет взрыв.

– Льгота для одиноких пожилых граждан действительно была установлена федеральным законодателем.
– Но это только одна из многочисленных необходимых поправок! А ведь есть еще и коррупционная составляющая… Фонды капитального ремонта аккумулировали большой объем средств, и мы еще столкнемся с проблемами контроля.

– На данный момент одна из насущных проблем, которую вскрыл капремонт, – отсутствие точной информации: литеры, площади, «энки»…
– Я сделала для себя открытие: точная информация чиновникам и не нужна! Ведь тогда придется отвечать, почему не сделано то-то и то-то; почему сделано, но не так… А так всегда есть причина: неточная информация, неправильные параметры для расчета… Находятся одиночки – общественники, активисты, которые вскрывают такие факты. К таким людям я отношусь с большим благоговением, они заменяют собой целые гражданские институты. Активистов игнорировать нельзя. Вспомните, какой шум поднялся в связи с барельефом Мефистофеля? Петербуржцы неравнодушны к судьбам исторических домов, парков – это тоже их микромир, который мы все вместе стараемся защищать.

Беседовала Светлана Хаматова