21 апреля 2016

Лифтовой вопрос: как в Петербурге наверстывают упущенное

30% средств, которые аккумулирует Фонд капитального ремонта Санкт-Петербурга, тратится на замену лифтов.

Тем самым, по мнению Максима Бакмана, директора санкт-петербургского филиала ООО «Н.В.С. Сервис», за ближайшие пять лет все самые страшные подъемники в городе можно будет привести в порядок и уже не опасаться аварийных ситуаций из-за крайней изношенности оборудования. Речь идет примерно о 25% всех лифтов, которые уже выработали нормативный срок эксплуатации и теперь держатся только за счет замены отдельных элементов.

–  Какова скорость износа лифтов, поспевают ли за ней ремонты?

–  Девяностые годы, начало нулевых – упущенное время, лифтовое оборудование не менялось. Этим вопросом занялись только в 2007 году, когда стартовала программа софинансирования. Оцените сами, сколько предстоит наверстать? В том году мы много работали в Центральном, Василеостровском, Петроградском районах – поменяли 176 лифтов, из них 39 приставных, а сейчас подходит срок замены тех лифтов, которые устанавливали 30 лет назад в новостройках Приморского, Выборгского и Невского районов. Тем не менее, сейчас ситуация уже не такая критичная. Стоит отметить, что многое зависит не от того, как давно лифт установили, а как его обслуживали все это время. Если прыгать в кабине, жечь кнопки, экономить на деталях, то лифт прослужит недолго. Обслуживающие компании, к слову, часто жалуются, что установленного тарифа не хватает для эффективной работы. Им приходится сильно экономить, увеличивать нагрузку, раньше, например, механик обслуживал 60 лифтов, теперь 95. И это мы говорим только про плановое обслуживание, а на текущий ремонт, если нужно заменить, скажем, редуктор, денег обычно нет... В идеале под каждый такой серьезный элемент оборудования средства должны выделяться отдельно.

–  Если про идеальную ситуацию: а сколько нужно менять лифтов в год, чтобы не переживать за жилой фонд Петербурга?

–  В три раза больше, чем сейчас, не тысячу, а три тысячи лифтов. Конечно, это вопрос в первую очередь финансирования, потому что опытных монтажников в Петербурге достаточно и  тот же завод «Могилевлифтмаш» готов работать круглосуточно под наши заказы. Они уже подготовили дополнительные производственные мощности. Мы, например, могли бы в год монтировать еще плюс сто лифтов свободно! Добавлю, что очень важно, чтобы компании, устанавливающие лифты, были местные, а не из регионов, потому что в противном случае и спросить не с кого. Мы работаем здесь и знаем местную специфику, например даже во внутренних лифтах ставим радиаторы, иначе масло замерзает и лифт останавливается. Был такой случай этой зимой!

–  Если дело за средствами, готовы ли вы работать в кредит?

–  Мы – готовы, но все зависит от города. Раньше, например, 95% средств мы получали по факту выполненных работ и 5% в течение года вносили собственники, при этом аванс нам не выдавали. Реально работающая схема! Если бы городские власти обсудили с заводами какие-то кредитные условия, у нас было бы больше возможностей. Ведь львиная доля расходов у нас уходит именно на закупку оборудования.

–  Из тысячи лифтов, установленных в 2015 году, более девятисот принадлежат заводу «Могилевлифтмаш». Что можете сказать об их качестве?

–  Оборудование хорошее, налаженные поставки дополнительного оборудования, в случае, если вдруг выйдет из строя какая-то деталь. Но вообще-то, если от лифтов эконом-класса разных фирм отклеить таблички с наименованием фирмы, то вы не отличите один от другого. Кроме того, если бы лифтовое оборудование не отвечало требованиям, то инженерный центр, который принимает лифты (таких центров 5-7 по городу), просто бы не разрешил ввод в эксплуатацию. Сотрудники там опытные, почти все за 50 лет, многие работали в технадзоре раньше, – и очень строгие.

–  Но говорят, что современные лифты более хрупкие, чем советские, и более капризные. Это не так?

–  Понимаю, что сейчас многие напуганы последними событиями, когда падали относительно новые лифты, но эти трагедии – стечение обстоятельств. Новые подъемные механизмы более надежные (увеличено число степеней защиты, их теперь 5-7), ими управляет современная электроника. И она не любит, когда вместо кнопки «Отмена» или «Открыть двери» вставляют ногу между створок дверей или пытаются разжать их руками. Эти старые привычки нужно оставить в прошлом.

Беседовала Светлана Хаматова