Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Ларина
26 июня 2017

Расчетам с нанимателями – прозрачность и скорость

С 2016 года в Санкт-Петербурге по поручению вице-губернатора Николая Бондаренко стартовал пилотный проект для объединений собственников жилья (ОСЖ) по самостоятельному взиманию платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги с нанимателей помещений, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ТСЖ, ЖСК, ЖК.

О причинах запуска проекта и его реализации на заседании Общественного совета по ЖКХ при вице-губернаторе Николае Бондаренко рассказал первый заместитель председателя Жилищного комитета Василий Осипов: «На сегодняшний день ГУ ЖА районов начисляет плату за жилищно-коммунальные услуги нанимателям, дальше по договору с ГУ ЖА ГУП ВЦКП печатает платежный документ, так называемую розовую квитанцию, которая поступает нанимателям. Наниматели по этому платежному документу оплачивают, средства поступают в ВЦКП и оттуда идут по-разному: если у управляющей организации или ОСЖ есть комплексный договор с ВЦКП, то средства за коммунальные услуги сразу расщепляются поставщикам, а плата за жилищные услуги поступает на счет ТСЖ или управляющей компании; если у УК или ОСЖ так называемый классический договор с ВЦКП или вообще договора нет, то все средства, поступившие в ВЦКП перечисляются на счет УК или ОСЖ. Почему возник пилотный проект? При реализации данной схемы понятно, что возникает ряд проблем, и о них много говорила Ассоциация ТСЖ, ЖК, ЖСК, Марина Яковлевна Акимова. В основном это проблемы информационного обмена между ГУ ЖА и ОСЖ, касаются они объема информации, временных интервалов предоставления информации. Кроме того, были проблемы со взысканием долгов, сложности с распределением этих средств, которые поступают по взысканию долгов, и ряд других проблем. На совещании у вице-губернатора в конце прошлого года было принято решение запустить пилотный проект, изменив схему платежей нанимателей».

Суть пилотного проекта заключается в том, что его участники заключают договоры с районными жилищными агентствами о содержании и ремонте общего имущества и предоставлении коммунальных услуг в отношении помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга. На основании этих договоров ТСЖ, ЖСК и ЖК самостоятельно изготавливают и выставляют нанимателям платежные документы – счета на оплату содержания и ремонта общего имущества и коммунальных услуг.

Три ТСЖ («Карпинского 34», «Бухарестская, 72/1» и «Санкт-Петербург, просп. Энтузиастов, дом 20, корп.3») первые начали работать в этом пилотном проекте, а после двух месяцев работы по инициативе председателя Ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК Марины Акимовой пилотный проект был расширен, и на сегодняшний день уже 12 ТСЖ принимают в нем участие. С 1 августа к проекту присоединятся еще 7 ТСЖ Красногвардейского района, а принципиально принято решение пригласить к участию в проекте вообще всех желающих.

IMG_4878.JPG

В начале пилотного проекта обсуждалась возможность участия в нем и управляющих компаний, в частности, «ЖКСервис». «Был разработан договор управления, который нужно было подписать, – рассказал Василий Осипов, – но возник ряд разногласий с районной администрацией, что не позволило компанию «ЖКСервис» в этот пилотный проект запустить. Мы сделали предложение еще одной управляющей компании – «ГЖЭФ» (Невский район). Они на сегодняшний день уже выпускают свою квитанцию без пилотного проекта, и чтобы все шероховатости снять, мы пригласили их поучаствовать в нашем пилотном проекте, но они отказались, сказав, что все вопросы разрешат сами в судебном порядке».

Участники первого пилотного проекта
(по состоянию на 1 июня 2017 года): 

ТСЖ «Северный 16», ТСЖ «Северное», ТСЖ «Карпинского 34», ТСЖ «Санкт-Петербург, просп. Энтузиастов, дом 20, корп.3», ЖСК «Пушкинский», ТСЖ «Бухарестская, 72/1», ТСЖ «Димитрова 9/1», ТСЖ «Славы 37», ТСЖ «Дунайский 51/2», ТСЖ «Черняховского, 51 А», ТСЖ «Дом Филиппова» и ТСЖ «Новатор».

Участники второго пилотного проекта:

ТСЖ «Ул.Софийская, дом 55», ТСЖ «Ленинский 93/2», ТСЖ «Пискаревский-52», ТСЖ «Академическое» и ТСЖ «Меншиковский пр., дом 5, корп. 1».

Зампред Жилищного комитета также сообщил о проекте изменений в Жилищный кодекс «О переходе к новой системе договорных отношений между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями», предполагающем, что в субъекте останется один расчетно-кассовый центр, и будет единый платежный документ. «Чтобы не наломать дров и не возвращаться к тому, от чего ушли, Жилищным комитетом был запущен так называемый второй пилотный проект, – доложил Василий Осипов. – В чем его суть: ВЦКП за свой счет установило в нескольких ТСЖ несколько рабочих мест со своим программным обеспечением. Это дало возможность бухгалтеру ТСЖ получать в онлайн режиме ту же самую информацию и формировать те же самые отчеты, которые сегодня формируют контрагенты ВЦКП, у которых заключен комплексный договор». Таких ТСЖ 5.

«Все эти меры принимаются для удобства руководителей домов, у которых будет возможность видеть платежи как от нанимателей квартир, так и от собственников, которые проживают в этом доме. У председателей ТСЖ, ЖСК и ЖК не было возможности узнать, какие квартиры копят долги, не было возможности как-то повлиять на ситуацию. Теперь они смогут сами начислять нанимателям платежи за коммунальные услуги и самостоятельно контролировать их оплату», – пояснил вице-губернатор Николай Бондаренко.