Генеральный директор ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» М. М. Корягин
Генеральный директор ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» М. М. Корягин
29 сентября 2016

Поможем бороться с должниками

ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» предлагает управляющим организациям воспользоваться своей новой услугой – Претензионно-исковой работой.

Неплатежи жителей за жилищно-коммунальные услуги вырастают для управляющих организаций в большую проблему. По многолетней статистике ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», порядка 3% граждан являются неплательщиками. Недополучение средств за жилищные услуги не дает возможности осуществлять качественное управление домом: заниматься текущим ремонтом, содержать в работоспособном состоянии коммуникации, регулярно убирать места общего пользования. Отдельной «больной» темой из-за неплатежей «за коммуналку» становятся взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями, так как задолжником в данном случае уже становится управляющая организация. В результате сложившейся ситуации страдают законопослушные граждане, полностью и в срок оплачивающие квартплату, ведь им тоже достаются текущие трубы, забитый мусоропровод и неубранные подъезды!

Обратимся к закону: в соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом обязанность по внесению платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности. Закон также определяет, что плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Существуют меры досудебного воздействия на неплательщиков: начисление пени, ограничение или приостановление подачи коммунальных услуг, ограничение выезда должника за пределы Российской Федерации, подача информации в бюро кредитных историй, передача права требования суммы долга коллекторам. В случае когда вышеперечисленные меры не работают, управляющая организация вынуждена обращаться в суд. Однако как досудебная работа, так и подготовка к судебному процессу требуют наличия узкопрофильных знаний и немалых усилий, а управляющие организации не всегда обладают необходимыми кадрами и возможностями для успешного ведения этой деятельности.

В ходе выполнения поручения вице-губернатора Н. Л. Бондаренко активизировать работы, направленные на сокращение задолженности исполнителей коммунальных услуг перед ресурсоснабжающими организациями, ГУП ВЦКП предлагает управляющим организациям, находящимся на комплексном обслуживании, услугу по формированию и печати Долговых счетов, а также новую услугу – Претензионно-исковая работа (далее – ПИР). Услуга ПИР осуществляется на основании дополнительно заключенных договоров. Совместная работа начинается с формирования реестра должников с указанием размера задолженности и пени для взыскания отдельно по каждому лицевому счету. Далее, совместно с управляющей организацией, ГУП ВЦКП определяет направления и объем последующей работы.

Претензионная (или досудебная) работа предполагает формирование и печать стандартных персонифицированных претензий о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и передачу их управляющим организациям или доставку адресатам с оформлением уведомления о вручении и контролем получения корреспонденции. В ходе работы предприятие проводит анализ сложившейся ситуации: необходимо быть уверенными, что претензия обоснована, учесть нюансы законодательства, рассмотреть все документы, относящиеся к делу, убедиться, что их достаточно для подтверждения интересов управляющей организации. Грамотно оформленная претензия может заставить должника погасить долг, то есть удовлетворить интересы управляющей организации в досудебном порядке. В случае если претензия в указанный срок не удовлетворяется или удовлетворяется не полностью, управляющая организация имеет все основания обращаться в суд.

ГУП ВЦКП оказывает услуги в подготовке всех необходимых документов для взыскания задолженности в судебном порядке с подачей заявления о вынесении судебного приказа. Специалисты предприятия осуществляют формирование и печать заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с расчетом размеров задолженности и пени (с расшифровкой по периодам), размера государственной пошлины по каждому лицевому счету, указывают перечень документов для представления в суд для самостоятельного формирования управляющей организацией пакета документов и подачи в суд. Также возможен вариант совместной работы предприятия с заказчиком над документацией, подача документов в суд, а затем передача судебных постановлений в территориальное подразделение службы судебных приставов для принудительного исполнения судебного решения. В случае отмены судебного приказа либо взыскания задолженности в размере, превышающем 500 тыс. рублей, осуществляется работа по взысканию задолженности в судебном порядке с подачей искового заявления.

Вне зависимости от объема оказания услуг ГУП ВЦКП проводит мониторинг погашения задолженности по лицевым счетам, по которым управляющая организация инициировала ее взыскание, а также формирует отчетность для исполнительных органов государственной власти. Сегодня информационная система «Претензионно-исковая работа» находится в опытно-промышленной эксплуатации. В перспективе, после установки соответствующего программного обеспечения, предприятие планирует предоставлять управляющим организациям доступ к системе для самостоятельного формирования отчетности.

В рамках договора на ПИР специалисты ГУП ВЦКП предоставляют заказчикам устные консультации по вопросам, связанным с взысканием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в досудебном и судебном порядке, в пределах согласованных сторонами реестров должников.

– Как агент управляющих организаций ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» фактически является инструментом, который помогает им качественно обслуживать жилые дома. Наше новое направление – Претензионно-исковая работа – призвано обеспечить управляющим организациям профессиональную поддержку в борьбе с неплательщиками, а это существенный шаг на пути к повышению эффективности управления жилым фондом. Профессионализм наших юристов в сочетании с опытом в сфере расчетов за ЖКУ обеспечивает эксклюзивность и высокий уровень услуги, – уверен генеральный директор ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» М. М. Корягин.

СПРАВКА

ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (ГУП ВЦКП) является крупнейшим в Санкт-Петербурге вычислительным центром, реализующим передовые инновационные решения в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством. Основано в 1980 году.

Используя данные, предоставляемые управляющими организациями, ГУП ВЦКП производит расчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги, формирует и печатает единые платежные документы «Счет», осуществляет перечисление полученных от граждан платежей в адрес управляющих, ресурсоснабжающих организаций и поставщиков услуг. ГУП ВЦКП ежемесячно централизовано обслуживает более 1,3 млн лицевых счетов, охватывая порядка 70% жилого фонда города. Транзитный годовой оборот – порядка 50 млрд рублей.

Основная модель обслуживания – «Комплексная» – базируется на собственных программных разработках ГУП ВЦКП. В рамках данной модели с 2007 года реализован принцип «расщепления» платежей, гарантирующий гражданам целевое перечисление денежных средств в адрес управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Управляющим организациям предоставляется программное обеспечение для комплексного решения задач. ГУП ВЦКП осуществляет информационное взаимодействие с управляющими, ресурсоснабжающими организациями и поставщиками услуг в рамках заключенных договоров. Основным преимуществом для граждан является отсутствие дополнительных расходов при оплате «Счетов» через организации, являющиеся партнерами ГУП ВЦКП.

Деятельность ГУП ВЦКП координирует Жилищный комитет правительства Санкт-Петербурга. Исполнительные органы государственной власти получают от ГУП ВЦКП актуальную и точную информацию, позволяющую формировать объективную картину для контроля начислений платы за ЖКУ и поступлений платежей населения.