Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Анна Чуруксаева
21 июля 2017

ОДН повесят на УО. Почти полностью

Обновленный депутатский корпус пытается распутать клубок противоречий в ЖКХ. Как и предшественники – теми средствами, что попроще. Все помнят скандалы из-за ОДН и расхожую фразу про купание слона в парадной: расходы на общедомовые нужды «почему-то» превысили квартирные. Вместо того, чтобы разобраться, а почему так происходит, депутаты переложили ответственность за это на управляющие организации. В первом чтении был принят законопроект, по которому собственники будут платить за ОДН по общедомовому счетчику. Если же тот покажет больше, чем положено по нормативам, за излишки заплатит управляющая организация.

Комментирует Владислав Воронков, гендиректор Некоммерческого партнерства предприятий жилищного комплекса «МежРегионРазвитие»:

«Изначально решение о том, чтобы за превышающие нормативы расходы ресурсов платили управляющие организации, было продиктовано желанием пресечь халатность УО. И многие регионы с благодарностью восприняли это, потому что, наконец-то, управляющие организации обратили внимание на текущие в подвалах трубы. Так что свою положительную роль это решение сыграло. Однако были и отрицательные последствия: не все субъекты установили адекватные нормативы, Санкт-Петербург при этом не исключение. Правда, если в других регионах нормативы были завышенные, то у нас – довольно низкие, управляющим организациям было трудно укладываться в них. Словом, этот законопроект коснется скорее других городов.

Тем не менее, какая ситуация сложилась сейчас? Для ресурсоснабжающих организаций важно увеличивать (или хотя бы не терять) рынок сбыта. Между тем, собственники поставили приборы учета, стараются экономить – с них больше не возьмешь, другое дело – со всего дома. В Приморском районе управляющая компания показывала мне счета от РСО, в которые были включены технологические потери ресурсников. Как вы знаете, эти потери уже входят в тариф, а таким образом их предлагается оплатить дважды. Естественное решение – обратиться в суд, но суды пока не очень хорошо реагируют на такие дела.

Однако не стоит думать, что если сверхнормативые расходы повесят на управляющие организации, то собственники вздохнут спокойно – ведь из их кошелька не будут изымать дополнительные средства. Просто подумайте, а откуда деньги у управляющих компаний?

Возьмем для простоты дом, где 10 квартир, причем две из них не платят по каким-либо причинам: нет денег, что-то не устраивает, просто не хотят платить и т. д. Такие квартиры есть в каждом МКД. Сейчас в квитанции 80% – это плата за коммунальные услуги, а 20% – за жилищные. Из общей суммы в 5 тысяч управляющая компания возьмет себе на жилищные услуги тысячу, остальное заберут РСО. Итого: всего 50 тысяч, РСО – 40, УК – 10. Но две квартиры не платят! Поэтому со счета управляющей компании – как «долг» – заберут еще 8 «коммунальных» тысяч. На оставшиеся 2 тысячи нужно оказать жилищные услуги стоимостью 10 тысяч. Как вы себе это представляете? Ах, да. Эти же две тысячи должны были внести в том числе те две квартиры, которые вообще не платят. Так что у управляющей компании совсем нет денег, одни обязанности. Так и выкручиваются, где за счет накопления задолженности, где – благодаря тому, что платежи поступают неравномерно... Но, согласитесь, это ненормальная ситуация.

Ресурсники подталкивают избавляться от посредников – управляющих организаций. Предлагают переход на прямые отношения с собственниками. (Естественно, для РСО – это получение живых денег). Правда, не понимаю, почему не избавиться тогда от других посредников – банков, расчетных центров, того же ВЦКП? Но в любом случае, эти решения не улучшат качество жилищных услуг, потому что оплачивать их придется просто по факту оказания, а если что-то не устроит – вряд ли отдельный собственник сможет успешно судиться с целой организацией...».