Фото: epd47.ru
Текст: Светлана Хаматова
18 апреля 2017

ЕИРЦ: Одно окно, одна платежка

950 миллиардов жилищно-коммунальные организации должны поставщикам ресурсов. В качестве способа справиться с долгами власти предлагают повысить прозрачность системы расчетов в ЖКХ, для чего Минстроем был разработан соответствующий законопроект (ID 02/04/12-16/00060412).

Основная идея – необходимы единые информационно-расчетные центры и четкая регламентация их работы, понятная потребителям. Тогда они станут доверять системе, а кроме того ЕИРЦ должны гарантировать, что средства граждан поступят на счета управляющих и ресурсоснабжающих организаций – и не потеряются на полпути.

Итак, управляющие организации должны будут передать ЕИРЦ функции по расчету, начислению, взиманию платы и переводу денежных средств поставщикам коммунальных ресурсов. Такие центры должны реализовать популярный принцип «единого окна» (как в МФЦ). Таким образом устраняется счет-посредник управляющей организации, где часто задерживались деньги ресурсников.

Конкретные единые информационно-расчетные центры будут выбираться региональными властями – по конкурсу. Как вариант, принять решение может глава субъекта РФ, но тогда региону придется нести субсидиарную ответственность за ненадлежащую работу ЕИРЦ или за ее неисполнение в принципе. Это дает дополнительные гарантии поставщикам ресурсов.

В помощь им предполагается разработать единый вид платежного документа для всей страны. Типовую форму утвердят на уровне Правительства РФ и, конечно, включат туда максимум полезной информации, чтобы у собственников не оставалось вопросов, за что именно они перечисляют деньги. А этот пункт был предложен потому, что в регионах частные расчетные центры придумывали совершенно различные формы платежных документов, из-за чего порой допускались финансовые ошибки. Также мониторинг по регионам показывает, что при переходе на единую платежку сборы растут на 10-20%. (Кстати, вот вам цифры: по данным Минстроя собираемость платежей в среднем по России составляет 95%, если сделать небольшое усилие – можно будет добиться хороших результатов...).

Почему речь идет именно о едином информационно-расчетном центре? У него достаточно сильная материальная база, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование и колл-центров, и сайта с кабинетами пользователей, равно как и оперативность операций.

Минстрой оберегает средства граждан, поэтому вносит пункт о том, что ЕИРЦ не приобретает прав на деньги, внесенные гражданами.

Для ресурсоснабжающих и управляющих компаний такая система тоже будет выгодна, считают в Минстрое: не придется содержать абонентскую службу, то есть можно будет сократить расходы.

Сейчас единые информационно-расчетные центры есть практически во всех регионах страны, включая Ленинградскую область (epd47.ru). Собственно, ЕИРЦ ЛО, созданный в 2013 году, – один из образцовых. Последовательно подключаются одно за другим муниципальные образования – в настоящее время подразделения АО «ЕИРЦ ЛО» открыты в 17 из 18 районов региона (до лета этот процесс завершат, с Волосовским районом подписана «дорожная карта»); 80% плательщиков области – доверяют ЕИРЦ, поэтому такой высокий процент собираемости (к слову, один из лучших показателей на Северо-Западе) – 94,8%, и это еще не предел! В этом году, например, в квитанцию добавятся социальные платежи, плата за телефон, охрану и взносы добровольного страхования недвижимости. А когда запустится новая система распределения платежей, то будет «закрыто» последнее возражение тех, кто считает, что едина квитанция мешает рублем оценивать качество услуг разных компаний (то есть кому-то платить, а кому-то нет). Услуги сгруппируют в квитанции по исполнителю (поставщикам услуг и ресурсов) с указанием начислений и рядом выделят поле для суммы, которую гражданин планирует перечислить. Так и по единой квитанции можно будет вносить платежи по отдельным исполнителям. Главное, что все это будет прозрачно и понятно – как и планирует Минстрой. А пока министерства готовят законопроекты, в Ленобласти по ним уже работают!