Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Татьяна Ларина
20 февраля 2017

Битва за нанимателей: УК или ГУ ЖА

В Санкт-Петербурге уже несколько месяцев реализуется «пилотный проект», в рамках которого наниматели жилого фонда получают не традиционные розовые квитанции ГУП ВЦКП с реквизитами расчетного центра, а квитанции с реквизитами управляющей организации.

Исходные данные

Отметим, что соответствующее требование содержится в ст. 155 Жилищного кодекса: «Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации». Это внятное и однозначное требование федерального законодательства уже не первое десятилетие игнорируется региональными органами исполнительной власти. Зафиксированы случаи, когда районные жилищные агентства даже подавали на управляющие организации в суд, увидев так называемые «двойные квитанции», то есть когда управляющая организация брала на вооружение эту статью Жилищного кодекса и прямо исполняла ее, выставляя квитанции нанимателям. Что в итоге? Суды, вплоть до Верховного, признали право управляющей организации вести расчеты с нанимателями. Прокуратура и Роспотребнадзор, куда обращались получавшие по две квитанции граждане, также выдают администрациям районов предписания об устранении нарушений.

Кончено, жилищные агентства действуют не сами по себе, а в соответствии с политикой администраций районов и Жилищного комитета, которая под напором судебных решений вынуждена меняться. Так, в конце 2016 года на Общественном совете по ЖКХ при вице-губернаторе Николае Бондаренко было принято решение о запуске «пилотного проекта» для отработки новой (законной!) схемы расчетов с нанимателями. Однако по имеющейся у «Консьержа» информации, уже на первом этапе взаимодействия возникли противоречия, и ряд заявившихся управляющих организаций не был допущен к проекту – в Центральном районе из-за конфликта ТСЖ с внезапно появившейся инициативной группой жителей, во Фрунзенском – из-за конфликта управляющей компании с жилищным агентством. Тем не менее, проект стартовал.

Слово первопроходцам

«Мы с жилищным агентством провели совещание о сверке за прошлые периоды, – рассказывает Наталия Шишпанова из ТСЖ «Карпинского 34». – Дело в том, что раньше ГУ ЖА само принимало счетчики у нанимателей, поэтому мы им считали по нормативам, и бухгалтерия, что называется, «не билась». Сейчас мы заключили с ГУ ЖА договор на год, у нас нормальные отношения и рабочая атмосфера».

«Была проведена достаточно серьезная работа, – комментирует Лариса Нестеренко, председатель ТСЖ «Бухарестская 72/1», – но мы так и не смогли согласовать с Жилищным комитетом текст договора с ГУ ЖА, поэтому остановились на допсоглашении. На него тоже ушло много времени. Не понимаю, зачем все это, если можно просто соблюдать Жилищный кодекс. Мы и так выполняем все, что он предписывает. На самом деле, мы бы и не боролись за расчеты с нанимателемя, если бы бухгалтерия жилищных агентств нам была понятна. В реальности мы не знаем ни показаний счетчиков в муниципальных квартирах, ни сколько ГУ ЖА начислило нанимателям, ни сколько они заплатили. Просто время от времени нам приходят деньги, непонятно, чьи и за какой период. Поэтому главный результат нашего участия в пилотном проекте – оперативное поступление платежей, которые легко идентифицируются».

Долговая зависимость

Вся эта история с нанимателями беспокоит управляющие организации отнюдь не потому, что им бы хотелось пропускать деньги через свои счета. «Жилищных» денег в составе совокупного платежа не более 20%, остальное должно уходить в ресурсоснабжающие организации. И уходит – вне зависимости от того, поступили ли платежи по квартирам госфонда. Ни у кого из участников «пилотного проекта» нет долгов перед монополистами, потому что они изыскивают возможность оплачивать коммунальные ресурсы на 100% в соответствии с начислениями. А дальше ждут: когда придут деньги за госфонд, и в каком объеме они придут.

«Не платить мы не можем, – заявляет Лариса Нестеренко, – хотя у нас много претензий к монополистам. Но это же непорядочно не платить, и с момента создания ТСЖ в 2007 году у нас нет долгов перед монополистами». По мнению председателя, государство должно применять суровые меры к должникам-гражданам, которые превысили «мыслимые и немыслимые» пределы долга: «Например, есть неплательщик, у которого долг 300 тысяч за двухкомнатную квартиру, живет, всем пользуется, вредит соседям. Но в продуктовом магазине ему никто не даст хлеба с булкой, если он за них сразу не заплатит. Так почему не работают эти аналогии? У нас количество должников в доме равняется количеству квартир в одной парадной. Иногда фантазируем – вот бы их всех переселить в один подъезд, отключить в нем электричество и не оказывать другие услуги… Да, конечно есть «объективные» должники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, они обыкновенно пишут расписку, что погасят задолженность, мы с ними договариваемся, а есть же откровенные наглецы… ГУ ЖА плохо работает с должниками, да и в судебной работе мало толку: мы собираем кипы бумаг по 10 см толщиной, а приставы все равно с должника взять все равно ничего не могут… Я считаю, нам нужны показательные акции по переселению в маневренный фонд, потому что как люди не платили по розовым квитанциям, так и по нашим платить не будут».