Генеральный директор ГУП «Водоканал Ленинградской области» Саяд Алиев хорошо понимает «цену воды» и вверенного ему проекта
Генеральный директор ГУП «Водоканал Ленинградской области» Саяд Алиев хорошо понимает «цену воды» и вверенного ему проекта
Фото: Виктория Опекина
Текст: Виктория Опекина
9 февраля 2017

Вода стекается в ГУП

В Ленинградской области начался процесс передачи полномочий по организации водоснабжения и водоотведения с муниципального на региональный уровень. Предполагается, что данные услуги жителям области будет оказывать только ГУП «Водоканал Ленинградской области» по единому тарифу.

Напомним, до сих пор в Ленинградской области для каждого муниципального образования действует свой тариф на водоснабжение и водоотведение и обслуживанием сетей занимается множество муниципальных унитарных предприятий (МУП). Областное руководство приняло решение объединить активы и присоединить к областному Водоканалу 43 МУПа с разной степенью рентабельности и техническим состоянием сетей. Из них 41 МУП либо полностью передал, либо находится в процессе передачи полномочий единому предприятию. Предполагается, что к своей производственной деятельности областной Водоканал приступит 1 июня этого года.

«Ситуация стала приобретать проблемный характер в том числе и по части экологической угрозы, особенно из за состояния очистных сооружений, поэтому объединение в ГУП предполагает прежде всего приведение в порядок объектов водоотведения как за счет бюджетных средств, так и за счет концессионных», – сказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. По его словам, на бумаге проект создания единого Водоканала смотрелся хорошо, но по мере его реализации пришлось столкнутся с рядом трудностей. В частности, в результате передачи имущества с муниципального на региональный уровень возник правовой вакуум. Например, по документам имущество уже передано в распоряжение областного ГУПа, а в эксплуатацию еще не поступило, и до утверждения новых тарифов непонятно, как работать и с кого собирать деньги. Более того, муниципалы охотнее передают убыточные объекты в ведение ГУПа, а вот что касается прибыльных предприятий водоснабжения и водоотведения, то тут процесс передачи идет гораздо сложнее. Также есть бесхозные объекты и объекты, по которым ведутся юридические споры. Все это плюс сдерживаемые федеральным и региональным законодательством тарифы создают новосозданному ГУПу целый клубок проблем, которые необходимо правильно распутывать, чтобы сделать из этого наследия более-менее прибыльную структуру. Областная администрация планирует это сделать в течении 2017 года, но сколько времени это займет реально, неизвестно никому.

Сейчас на территории Ленинградской области услуги водоснабжения и водоотведения оказывают 153 организации разной формы собственности.
«Конечно нам бы хотелось иметь такой же ГУП как у соседей, но если бы у нас был один город на территории Ленинградской области, это было бы просто, но когда у нас десяток городов, сотни поселков и тысяча деревень, то организовать работу в рамках одного предприятия и с единым тарифом достаточно сложно», – пояснил Александр Дрозденко. В пяти районах области сегодня действует 36 тарифов. Разница в стоимости одной и той же коммунальной услуги может отличатся почти вдвое в разных муниципальных образованиях.

Тем не менее, губернатор пообещал, что область будет идти к централизации тарифного регулирования. Но путь к единому для всей области тарифу будет долгим. Для начала губернатор предложил регулировать тариф порайонно, затем зонально и уже потом перейти к единой для всех тарификации.

Поскольку создание Водоканала является одним из приоритетных проектов для руководства Ленобласти на эти цели в областном бюджете заложено чуть более 600 млн рублей. Из них 287 млн рублей придется потратить на лицензирование артезианских скважин. До сих пор эта процедура в ряде МО не была проведена. В этой связи Александр Дрозденко назвал Ленобласть «краем непуганых чиновников», ведь за это полагаются немалые штрафы – до миллиона рублей за каждый объект.

Помимо этого, бюджетные средства пойдут на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения, закупку спецтехники и прочих нужд ГУПа. Александр Дрозденко отметил, что не хотел бы, чтобы Водоканал стал черной дырой для областной казны, а хотел бы видеть ГУП прибыльным предприятием. Но для этого скорее всего придется привлекать долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Водоканала. Правда, пока механизм сотрудничества с концессионерами до конца не ясен. Хотя положительные примеры такого частно-государственного партнерства в регионе есть. Конечно убыточные объекты концессионерам не интересны, но допускать уход только прибыльных активов инвесторам, по мнению чиновников обладминистрации, также недопустимо.