Фото: ТГК-1
Текст: Татьяна Гоцуленко
13 июля 2019

Внимание на должника

Нужно ли ресурснику переходить на прямые договоры? Как продуктивно работать с населением? Кому имеет смысл помочь, а с кем придется взаимодействовать только через суд? Эти и многие другие вопросы 27 июня обсудили эксперты из регионов в петербургском «Экспофоруме» за круглым столом, организованным ПАО «ТГК-1».

Мероприятие прошло в рамках Российского международного энергетического форума.

Не секрет, что просроченная задолженность предприятий ЖКХ перед поставщиками ресурсов составляет значительные суммы. Так, только долг управляющих организаций перед ПАО «ТГК-1» превышает 8 млрд рублей. Причин много, в том числе несовершенство законодательства и модели расчетов через посредников. Один из обсуждавшихся способов борьбы с долгами – исключение из цепочки расчетов за коммунальные услуги управляющей организации.

На сегодняшний день в Петербурге прямые договоры «ТГК-1» заключила с собственниками 723 МКД, еще 144 дома – на прямых платежах. Всего компания подает ресурс в 7964 МКД. Для сравнения: в Карелии «ТГК-1» обслуживает 2502 дома, и 2058 из них – на прямых договорах.

– В ТГК-1 уже примерно 78 тысяч лицевых счетов на прямых договорах. Ежемесячно на прямые договоры у нас переходят 20–30 домов, – сообщил Руслан Гарипов, заместитель директора Дирекции по сбыту тепловой энергии филиала  «Невский» ПАО «ТГК-1».

– Есть мнение, что переход на прямые договоры ничего не дает, что потенциал сокращения дебиторской задолженности исчерпан, – поделился Владимир Мальцев, заместитель управляющего директора по энергорынкам ПАО «ОГК-2». – Я бы так не сказал. При переходе на прямые договоры явно прослеживается субъективный фактор – как работают люди на местах. Есть, например, креативные решения – судебного пристава возим на своей машине для ускорения процесса, работаем с персоналом станций – оказалось, что среди сотрудников есть должники перед компанией.

В Рязани «ОГК-2» много теряет из-за нормативного ограничения начислений. Проанализировав сложившуюся ситуацию, станция выступила с инициативой провести технические консультации по регулированию внутридомовых систем теплоснабжения непосредственно в многоквартирных домах. Программа еще не завершена, но энергоэффективные мероприятия уже снизили часовой объем подпитки более чем на 30%, а значит, сократились убытки.

Владимир Мальцев также подчеркнул, что после года работы по новой схеме прямых договоров рано делать выводы, надо прожить несколько периодов, исключив сезонный фактор: холодную зиму, теплую зиму, и тогда уже проводить предметный анализ.

Одновременно надо сокращать уже имеющуюся задолженность, для этого необходимо внимательно изучать своего должника. В некоторых случаях уместно использовать цессию. Например, одному муниципальному предприятию должно другое муниципальное предприятие. Между собой они, как правило, судиться не будут. Тогда «ОГК-2» забирает долги по цессии и добивается погашения в установленном законом порядке.

Замначальника межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Санкт-Петербургу Александр Каратаев рассказал о практике сотрудничества с ВЦКП. Заключается договор, по которому до 100% средств, зачисленных на счет ВЦКП в пользу должника по статьям пени и повышающие коэффициенты, и до 30% по строкам «Содержание общего имущества» и «Управление», могут списываться по исполнительному листу. Он также отметил, что при взыскании имеет место очередность: в первую очередь проходят налоговые платежи, штрафы уполномоченных органов, а также компенсации морального вреда в пользу физических лиц от полученного ущерба, например, в связи с падением наледи с кровель. В связи с этим управляющей организации приходится выполнять требования исполнительных листов, имеющих приоритет над исполнительными листами топливно-энергетического комплекса.

Юристы ПАО «МОЭК» активно продвигают практику применения субсидиарной ответственности контролирующих лиц – владельцев и руководителей организаций-должников. Так ,за 2018 год ими привлечено 26 физических лиц и 6 – юридических. При необходимости применяется в том числе и банкротство физических лиц. Субсидиарная ответственность особенно актуальна, когда ресурсник сталкивается с УК-клонами: создается управляющая организация, собирает с жильцов деньги, поставщикам коммунальных услуг их не перечисляет, накапливает десятки миллионов рублей долгов, ликвидируется. А потом появляется новая компания с теми же учредителями и руководителями. «В настоящее время мы работаем не только над судебными процессами, но также хотим создать автоматическую систему определения склонности контрагента к подобному мошенничеству», – говорит Ирина Семкина, заместитель начальника правового управления ПАО «МОЭК».

Начальник департамента по правовым вопросам ПАО «ТГК-1» Елена Михайлова рассказала, что есть практика привлечения к ответственности членов правления ЖСК, когда в суде доказывалась их вина за недоплату поставщикам ресурсов. «Искать пути погашения задолженностей в коммунальной сфере можно только совместными усилиями. С одной стороны, необходимо учитывать правовые аспекты. С другой стороны, важно повышать осознанность и ответственность граждан в вопросах улучшения среды проживания и расширения зоны комфорта», – отметила она.

В завершении круглого стола прошла церемония вручения межрегиональной премии «Образцовый управдом» по итогам рейтинга потребителей тепловой энергии за 2018 год. В Санкт-Петербурге награды получили председатели ТСЖ «Пловдивская, д. 9», ЖСК «№ 1218», ЖСК «№ 667», ТСЖ «У фонтана» и генеральный директор АО «Сервис-недвижимость».

csm_au8a7689_5f7927be44.jpg

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
____________________________________________

Жанна Прасова, председатель ЖСК «Мурманск 85-18»:

«За 6 лет мне удалось снизить задолженность жителей перед ЖСК с 4 млн до 700 тысяч, перед поставщиками долгов у нас нет. Немаловажно, я считаю, что у нас единая квитанция, в которую входит и электроэнергия. Стоит накопить человеку долг – мы присылаем уведомление, что в такой-то день будем отключать электричество. И когда появляется реальная перспектива остаться и без света, и без еды (плиты у нас электрические), деньги находятся буквально накануне обещанного отключения. Не платят разные люди. Одной даме просто сложно самой расстаться с деньгами – она за 30 лет, что стоит наш дом, ни разу не заплатила за квартиру. В другой квартире супруг поручает платить за ЖКУ жене, но женщина не доносит деньги до кассы или доносит не все – приходится проводить воспитательную работу».