Образцовые практики
Проблемы и рецепты их решения
С докладом об основных тенденциях в сфере правового регулирования деятельности исполнителей коммунальных услуг выступил руководитель группы энергетики и тарифов Института проблем предпринимательства Алексей Поповских. Он озвучил следующие ключевые проблемы отрасли:
«Что бы мы не делали с исполнителями коммунальных услуг, нужно также повышать платежную дисциплину непосредственно потребителей», – считает Алексей Поповских. В подтверждение своих слов он привел следующие статистические данные. Ключевая роль в проблемной дебиторской задолженности за тепловую энергию в России приходится на управляющие компании и ТСЖ (59%), при этом просроченная дебиторская задолженность по данной категории составляет 81%, выше просроченная дебиторская задолженность только у населения – 82%. Это объясняется структурой управления жилым фондом: самоуправление – менее 1%, порядка 16,5% – ТСЖ, ЖСК, и остальные 82,5% – это управляющие компании, из которых частные составляют порядка 21%, государственные – 2% и смешанные – 77%. «На самом деле это достаточно условное разделение, – отмечает эксперт, – потому что, к примеру, в Санкт-Петербурге все ЖКС принадлежат городу тем или иным образом».
Стратегия развития ЖКХ до 2020 года предусматривает ряд тенденций по отношению ко всем звеньям цепи РСО – ИКУ – Потребитель. Так, в отношении ИКУ предполагается четыре главных направления:
1) обеспечение контроля государственными и муниципальными органами, собственниками жилых помещений, РСО и профессиональным сообществом;
2) увеличение лицензионных требований и требований к раскрытию информации;
3) сокращение количества ИКУ с государственным или муниципальным участием
4) увеличение штрафов и оснований для применения мер ответственности ИКУ и их топ-менеджмента.
Применительно к РСО планируется:
1) увеличивать собираемость платежей путем упрощения процедуры расторжения договоров с УК и перехода на прямые платежи и прямые договоры с потребителями;
2) использовать альтернативные методы тарифного регулирования;
3) корректировать требования к надежности и качеству предоставления коммунальных услуг;
4) развивать государственно-частное партнерство (предполагается упрощение процедуры заключения концессионных соглашений; увеличение требований к концессионерам; стандартизация условий концессионных соглашений).
Для соблюдения платежной дисциплины населением предполагается увеличение мер ответственности, а также упрощение процедур отключения коммунальных услуг и взыскания задолженности. Стимулировать установку приборов учета будут применением повышающих коэффициентов и нормативов и увеличением сроков проведения поверки приборов учета. Чтобы повысить активность в части принятия решений в МКД, планируется упрощение процедуры проведения общих собраний; информирование о правах и обязанностях и нормативное установление решений по умолчанию.
«ТГК-1»: Как сломать систему прироста задолженности
Блок докладов представителей ресурсоснабжающих организаций открыл Эдуард Лисицкий, заместитель генерального директора по развитию ПАО «ТГК-1». Он отметил, что для «ТГК-1» Санкт-Петербург – главный рынок и в то же время самый проблемный. По состоянию на 1 января 2017 года просроченная дебиторская задолженность предприятий ЖКХ перед «ТГК-1» составила почти 6 млрд, причем львиная доля задолженности числится за предприятиями ЖКХ, подконтрольными Санкт-Петербургу, и 30% просроченной задолженности накоплено за последние два года. «Темпы просто ужасающие, – подчеркнул Эдуард Лисицкий. – Естественно, это не могло не заставить нас принимать решительные и нестандартные действия».
В результате анализа причин роста задолженности выяснилось, что первичные неплатежи, то есть задолженность жителей составляют всего 20% проблемы, половина проблемы (50%) – это то, что просто не начислялось жителям, то есть тепло и горячая вода, не распределенные полностью между потребителями коммунальных услуг. «Это прямая задача исполнителя коммунальных услуг: управляющей компании, ТСЖ, – поясняет докладчик, – для этих функций они создавались, и это не сделано. Получается, что большинство компаний просто не выполняют своих обязанностей или делают это непрофессионально». Третья составляющая (30%) – задолженность за пустующие нежилые помещения, принадлежащие казне Санкт-Петербурга, которая просто не оплачивается. «В последние три года, например, не было оплаты, потому что просто забыли в бюджете предусмотреть строку на содержание этих помещений», – прокомментировал Эдуард Лисицкий.
«Но главная причина, – подчеркнул он, – низкая мотивация, низкий профессионализм менеджмента управляющих компаний». Все эти проблемы «ТГК-1» обсудило с правительством Санкт-Петербурга, существует совместная рабочая группа, разработан и утвержден в апреле прошлого года план мероприятий по устранению данных причин. В частности, он предусматривает:
1. Замену некомпетентных и недобросовестных руководителей ИКУ.
«В этом году профильный Жилищный комитет принял решение о смене нескольких руководителей управляющих компаний, кроме того, по нашей инициативе было инициировано несколько уголовных дел в отношении недобросовестных, на наш взгляд, руководителей, которые просто нарушали решения суда, блокируя возможность использования денежных средств на счетах управляющих компаний или используя их не по назначению», – рассказал представитель «ТГК-1».
2. Полное оснащение индивидуальными приборами учета ГВС.
Одновременно необходимо создать условия, при которых пользоваться без прибора учета ГВС невыгодно:
3. Кратное повышение индивидуальных нормативов потребления ГВС без приборов учета.
4. Переход на прямые платежи населения.
«Мы этим занимаемся, – отметил Эдуард Лисицкий. – В Петербурге у нас не очень хорошо получается, но в других регионах – в Карелии, в Мурманске, в Ленинградской области – это происходит очень даже хорошо, много исполнителей коммунальных услуг охотно избавляется от бремени сбора платежей с населения. Мы сами с этим справимся».
5. Переход на прямые договоры с собственниками нежилых помещений.
6. Регулярную претензионно-исковую работу с жителями-должниками, выпуск «долговых квитанций».
По состоянию на 1 апреля 2017 года наблюдается сокращение прироста просроченной задолженности. В частности, по компаниям с долей участия Санкт-Петербурга – сокращение за год до 5%. Снизился прирост и по частным компаниям. «Если бы сохранились темпы прироста прошлого года, то сейчас мы бы имели задолженность на 1,5 млрд больше», – заявил докладчик.
Эдуард Лисицкий выразил надежду, что в 2017 году от сокращения темпов прироста удастся перейти к тенденции сокращения объемов просроченной задолженности: «Эти деньги нам очень нужны. Вы все прекрасно понимаете, что это средства на модернизацию тепловых сетей».
Московский тройственный союз: энергетики, власть, потребитель
В Москве более 70% теплоотпуска приходится на исполнителей коммунальных услуг, и 70% этих управляющих компаний – это ГБУ «Жилищник» района, то есть компании с участием города, рассказал начальник управления сводного планирования ПАО «МОЭК» Нигматуллин. Оплата услуг производится по единому платежному документу, который формирует МФЦ по поручению управляющей компании. Деньги жителей поступают на транзитный счет банка и в соответствии с данными МФЦ распределяются по получателям. Все это закреплено в договоре между управляющей компанией, банком, МФЦ и РСО и сопровождается информационным обменом между действующими лицами. «Анализ реализации этой схемы при охвате порядка 80% управляющих компаний показывает увеличение сбора на 5-7%», – отметил докладчик.
На уровне префектур ведутся графики погашения дебиторской задолженности, они еженедельно отслеживаются городским Департаментом ЖКХ. «Эти мероприятия положительно влияют на динамику платежей, повышают ответственность префектур по контролю за работой управляющих организаций на их территориях», – добавил Нигматуллин. По его словам, причины образования задолженности перед ПАО «МОЭК» аналогичны петербургским: недовыставление, долги по нежилым помещениям и неплатежи жителей. Для анализа динамики задолженности также существует рабочая группа, которая вправе также разрабатывать предложения по выделению субсидий на погашение задолженности перед РСО, если у управляющей организации отсутствует источник для этого.
«ОГК-2»: Третий лишний
Объем годового начисления за тепловую энергию в ПАО «ОГК-2» составляет 6,5 млрд руб., 20% в объеме реализации составляет доля просроченной дебиторской задолженности – 1,3 млрд, при этом низкий уровень платежной дисциплины в системе расчетов между конечными потребителями и ПАО «ОГК-2» наблюдается в отношении посредников.
«Штат у нас не раздувается, никто дополнительно не нанимается, – рассказала об опыте прямых отношений с конечным потребителем заместитель начальника управления энергосбытовой деятельности ПАО «ОГК-2» Светлана Лапина. – Персонал заинтересован в конечном результате и сам предлагает мероприятия по повышению сбора денежных средств с населения».
В тех же случаях, когда «ОГК-2» имеет дело с управляющей компанией, проблема не в том, что управляющая компания не хочет выставить жителям какой-то объем, а в том, что она не может этого сделать, будучи ограничена законодательством, отмечает Светлана Лапина. Речь идет об ограничении нормативом начислений на ОДН по горячей воде.
Вторая после долгов глобальная для теплоснабжающих компаний проблема – изношенность объектов коммунальной инфраструктуры и необходимость комплексной реконструкции систем теплоснабжения. В рамках круглого стола был представлен пример частно-государственного партнерства при реконструкции системы теплоснабжения в городе Тихвине, где в рамках Концессионного соглашения между АО «Газпром теплоэнерго» и администрацией муниципального образования Тихвинский муниципальный район построена новая котельная и ведется реконструкция сетей.
«Концессионная схема – действенный механизм для решения актуальных задач в коммунальной сфере», – прокомментировал директор филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области Ярослав Ещенко. Он отметил, что «в тесном взаимодействии с правительством области и администрацией муниципального образования удалось приступить к решению самой наболевшей проблемы Тихвина – обеспечению потребителей теплом и горячей водой. Строительство котельной завершилось в прошлом году, и можно подвести первые итоги. В частности, в завершающемся отопительном сезоне компании удалось заметно снизить эксплуатационные расходы. Но самое главное, что уже сегодня ушли в прошлое массовые жалобы потребителей на качество теплоснабжения».
Реконструкция в Тихвине предусматривает создание закрытой системы теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в трубопроводе, используется только как теплоноситель, и не забирается из системы для обеспечения горячего водоснабжения. Подогрев водопроводной питьевой воды перед подачей потребителям производится в поверхностных теплообменниках местных тепловых пунктов. «Закрытая система хороша тем, что обеспечивает стабильное качество горячей воды, такое же, как холодная водопроводная вода», – пояснила Ирина Федосеева, главный инженер Тихвинского района эксплуатации АО «Газпром теплоэнерго».
Первые на прямых
ЖСК-802 вышло на прямые отношения с «ТГК-1» еще в 2012 году. «Мой дом маленький, – рассказывает председатель кооператива Алла Юрченко, – 84 квартиры, 4,5 тыс. кв. м, то есть он экономически невыгоден, и мы всегда сидели в долгах. Если посмотреть наши банковские документы, то в летний период мы расплачивались с ТГК, и денег, чтобы что-то отремонтировать у нас уже не было. Перейдя на прямые платежи, мы эту проблему решили. Что касается неплательщиков, то мы стали заключать договоры цессии (переуступки права требования), и у нас стали появляться деньги для ремонта собственного дома».
Награды нашли героев
В завершении круглого стола прошло вручение первой межрегиональной премии «Образцовый управдом» по итогам рейтинга потребителей тепловой энергии за 2016 год. Среди управляющих организаций Санкт-Петербурга за энергичные действия по снижению задолженности, образцовую работу с поставщиком тепла, грамотные управленческие решения, плодотворное и конструктивное сотрудничество были отмечены ООО «Жилкомсервис г. Петродворца», управляющая компания «Аврора», ТСЖ «Сенная площадь, 7», ТСЖ «Съезжинская, 36», ЖСК-802, ЖСК-955, ЖСК «Энергетик».
Среди управляющих компаний в Ленинградской области за высокую платежную дисциплину и эффективную работу по снижению задолженности было награждено ЖКХ «Щеглово» (Всеволожский район). Диплом за высокую платежную дисциплину и продуктивное сотрудничество получило ЖСК «Лангина гора» (г. Луга). АО «Жилье» (г. Тихвин) награждено за высокую платежную дисциплину и активную работу, направленную на повышение энергоэффективности.