Фото: www.duma.gov.ru
29 марта 2018

Эпохальные перемены: деньги ресурсников – им напрямую

Госдума 23 марта приняла в третьем окончательном чтении законопроект, позволяющий потребителям миновать управляющие организации при заключении договоров на оказание коммунальных услуг. Согласно принятому документу, собственники помещений в многоквартирных домах могут заключать с ресурсоснабжающими организациями (РСО) договоры на поставку горячей и холодной воды, тепла, а также на вывоз мусора и другие услуги напрямую, если решение об этом будет принято на общем собрании.

28 марта законопроект единогласно одобрен Советом Федерации.

Соавтор законопроекта депутат «Справедливой России» Галина Хованская отмечает: «Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем». Она в ходе заседания напомнила, что «газоснабжение и электроснабжение в России уже давно работают по этой схеме, и их собираемость выше».

Одновременно документ разрешает РСО в одностороннем порядке расторгать договоры с УО в том случае, если долг по оплате равен или превышает две среднемесячные величины обязательств по оплате услуг. О расторжении необходимо уведомлять орган государственного жилищного надзора, чтобы избежать двойных начислений.

Третий случай, когда становится возможен прямой договор, – новостройки.

Сохраняются также и уже существующие прямые договоры (при непосредственном управлении, если нет договора управления, и если в доме больше 30 квартир, но не выбрали УК).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, при этом ряд норм будет вводиться в действие поэтапно.

«Правительство публикует типовой договор, который является публичной офертой, – поясняет депутат-единоросс Александр Сидякин. – Гражданам никуда идти и перезаключать ничего не нужно. Если есть желание, и на общем собрании приняли решение о переходе – протокол поступает в РСО (поставщику коммунального ресурса), и есть три месяца чтобы организовать абонентский отдел. Предполагается, что можно по отдельным видам коммунальных ресурсов переходить. Если кажется, что УК что-то химичит по теплу – заключается договор с ТЭЦ, по воде – с водоканалом и т. д.»

Счета за коммунальные услуги могут выставляться как в едином платежном документе, так и отдельно по какому-то ресурсу.

«УК, ТСЖ, кооператив обязаны предоставлять информацию о показаниях ИПУ и ОДПУ. А ресурсники информируют УК, в том числе через ГИС ЖКХ, о показаниях потребляемых ресурсов. Взаимообмен полезной информацией. УК, ТСЖ, кооперативы обязаны обеспечить доступ для РСО к общему имуществу (подвал), чтобы тем могли контролировать, что нет врезок. Взыскание долгов с неплательщиков – забота поставщика ресурса, реализуется через судебный приказ (упрощенный порядок)», – подчеркивает Александр Сидякин.

До сих пор управляющие организации выступали в роли посредников по предоставлению коммунальных услуг между собственниками и РСО, при этом не то что не получая какого-либо вознаграждения за такую деятельность, но и изыскивая дополнительные средства для покрытия чужих долгов.

Региональная специфика

Как будет реализован закон о прямых договорах с РСО в Петербурге – вопрос, обсуждавшийся накануне третьего чтения в рамках выставки «ЖКХ России» на круглом столе с участием вице-губернатора Петербурга Николая Бондаренко и депутата Госдумы Павла Качкаева.

Отвечая на вопросы петербургских управляющих организаций, опасающихся, что тот же ГУП «ТЭК» не будет торопиться переходить на прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирных домах, Павел Качкаев пояснил: «Если через три месяца после направления документов РСО не осуществляет переход, управляющая организация вправе перестать выставлять в квитанциях начисления за коммунальные услуги». Заместитель генерального директора по сбыту ГУП «ТЭК СПб» Юрий Тельтевский заявил, что предприятие «всегда работало и будет работать в рамках действующего законодательства».

Но некоторые вопросы так и остались без ответа. Например, когда наконец будут приведены к единообразию начисления, и выбраны для расчетов либо кубометры, либо гигакалории? Или другой вопрос: после того, как управляющая организация устраняется из цепочки «поставщик – потребитель» и перестает нести ответственность за платежи за квартирное потребление, может ли она начислять плату за актирование некачественной услуги, и кому ее выставлять?

Кстати, о квитанциях. Смольный полагает, что реализованная ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» система т. н. «расщепления» денежных средств позволяет перечислять напрямую управляющим организациям оплаченные жителями денежные средства за жилищные услуги, а за коммунальные услуги – поставщикам ресурсов, и данный механизм уже содержит в себе принцип адресного перечисления платежей поставщикам, аналогичный предлагаемому принципу прямых договоров. «Организации, обслуживающие лифты и вывозящие мусор, также получают средства напрямую, – отметил директор ГУП ВЦКП Михаил Корягин. – Таким образом, минимизируется возможность нецелевого использования денежных средств управляющими организациями и, в то же время, обеспечивается наличие средств для оказания качественных жилищных услуг населению». Однако при таком механизме посредник между поставщиком услуги и плательщиком все равно остается – это ВЦКП, и доверяют ему сегодня, как мы знаем, не все управляющие организации, и даже не все ресурсники.