8 ноября 2017

Отвечает Комиссия по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО

Потребители получали консультации устно по телефону комиссии (812) 400-22-21; на сайте stroyproblem.net в разделе «Вопрос-ответ»; в группах «Защита прав покупателей и собственников жилья» в Facebook и ВКонтакте, а также во время личного приема у юристов в комиссии на Невском, 78.

За 9 месяцев 2017 года в Комиссию по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО обратилось около 1 900 граждан, в большинстве своем – по вопросам управления и распоряжения жилой недвижимостью (около 70%) и по долевому строительству (более 20%). Остальные вопросы были связаны с особенностями купли-продажи квартир на вторичном рынке; жалобами на управляющие компании, требующими оплачивать опломбировку счетчиков на воду, просьбами дать разъяснения по уплате коммунальных платежей, расчетам начислений за отопление и оформлению льгот для старшего поколения по уплате начислений за капремонт и т. д.

С марта по август поступали многочисленные жалобы по поводу агрессивной рекламы со стороны компаний, продающих счетчики на воду. По словам потребителей, продавцы требовали немедленно поменять счетчик, в противном случае угрожали "выписать штраф".

Напоминаем, согласно Жилищному Кодексу и 354 Постановлению Правительства РФ, жильцы дома выбирают одну из форм управления многоквартирным домом (ЖСК, ТСЖ) и управляющую компанию. Поэтому только управляющая компания имеет право начислять коммунальные платежи и следить за полнотой и регулярностью их оплаты.

Продавцы оборудования – это сторонние организации, которые к начислению платежей не имеют никакого отношения. Срок годности счетчика указывается в паспорте изделия и квитанции на его установку.

В случае истечения срока потребитель самостоятельно выбирает продавца оборудования, приняв решение поменять или поверить счетчик. Его опломбировкой и начислением платежей занимается только управляющая компания. К сожалению, на такую форму «креативных продаж» со стороны продавцов счетчиков покупаются пожилые и одинокие граждане, напуганные агрессивной рекламой. Большинство их них плохо разбираются в вопросах управления домом и верят продавцам на слово.

После разъяснений УФАС по Санкт-Петербургу о недопустимости навязывания проведения поверочных мероприятий индивидуальных приборов учета газа, воды и электричества, а также массовых публикаций в СМИ, поток жалоб на агрессивные телефонные продажи в комиссию снизился.

Вопросами долевого строительства (правовой экспертизы договора с застройщиком; правомерности начисления доплаты в случае увеличения площади квартиры в новостройке после обмеров квартиры БТИ; низкого качества сданного жилья; задержки сроков строительства и т.д.) – интересовались около 20% потребителей, обратившихся с начала года за консультацией в Комиссию по недвижимости.

Начало года, как правило, связано с массовой приемкой квартир в новостройках, поэтому 50% из числа обратившихся дольщиков получали свои ответы на вопросы, типа: «Что такое акт приема-передачи и что он должен содержать? Чем плох односторонний акт? Как грамотно потребовать от застройщика устранения обнаруженных недостатков», и так далее.

При обращениях с просьбой провести экспертизу договоров с застройщиками потребители задавали вопросы: «Какие существуют риски при покупке квартиры в сданном доме по договору ЖСК? Как проверить, не арестована ли такая квартира за долги застройщика по запросу судебных приставов? Какие существуют варианты безопасного получения денег за квартиру по переуступке в ЖСК?»

Около 1% от обратившихся за защитой своих прав дольщиков искали судебную защиту с целью возмещения ущерба при расторжении договора с застройщиком и при задержке сроков строительства.

В течение года юристы комиссии продолжали вести судебные дела, связанные с требованием возмещения убытков при некачественном строительстве жилья (покупатели требуют занижение покупной стоимости квартир из-за неустранимых дефектов) и срыв сроков из-за задержки сроков сдачи квартиры.

________

– C начала отопительного сезона в нашем доме в одной из комнат холодная батарея. Я обращался в диспетчерскую каждый день, только через три недели после очередного обращения соизволили прислать сантехника. Мне должны сделать перерасчёт?

– В соответствии с 354 Постановлением Правительства РФ, при оказании некачественной услуги потребитель имеет право требовать провести перерасчет.

В соответствии с п.105 выше указанного Постановления "При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба)".

п. 106. "Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации".

Таким образом, управляющая компания обязана произвести перерасчет. Для этого необходимо письменно обратиться с заявлением (копия заявления с отметкой в получении должна остаться у Вас на руках).