23 августа 2016

Справедливое ЖКХ – возможно?

90% обращений, которые поступают в партию «Справедливая Россия», увы, посвящены проблемам ЖКХ: кто-то воюет против мансард или хостелов, кто-то считает завышенной плату за ОДН; нередко вызывают вопросы платежки – строчка есть, услуга не оказывается. Надежда Тихонова, руководитель аппарата регионального отделения партии «Справедливая Россия», председатель партийного экспертного совета по вопросам ЖКХ, рассказала, что делается для того, чтобы эти проблемы решить – и, главное, предупредить.


– При таком потоке обращений у вас, наверное, выработалась какая-то система?

– Для начала мы составили и разослали по приемным в районах (их у нас около двух десятков) инструкции по разным вопросам: пересчет тепла, уборка лестничных клеток, плохой напор воды и т. д. В них все предельно четко разъясняется.

– Есть разница между тем, что волнует жителей центральных районов и спальных?

– Я думаю, что изношенность жилого фонда волнует всех. Но в центральных районах несомненно лучше ситуация с уборкой – все-таки лицо города, а вот на окраине большие проблемы с мусором и, как следствие, с грызунами. Могу сказать о территории Красногвардейского района , где являюсь депутатом муниципального образования. У нас в Полюстрово, конечно, дома не позапрошлого века, но кровли в них уже текут, лифты и трубы требуют замены.

– По вопросам капитального ремонта часто обращаются?

– Настолько часто, что эта тема включена в активное обсуждение на всех уровнях партийной структуры. Мы считаем абсолютно несправедливыми поборы на капремонт и призываем правительство ввести мораторий на эти выплаты с тем, чтобы для начала нормально провести паспортизацию домов (за счет государства), предложить рабочий механизм осуществления капитального ремонта и т. д. Мы считаем, что государство не должно возлагать бремя капитального ремонта на собственников, тем более, не выполнив все свои обязательства. Наша фракция уже многое сделала, чтобы поправить закон о капитальном ремонте: введены критерии, по которым формируется программа капитального ремонта (представляете, и этого не было сделано!), установлены льготы для пожилых людей, которые просто физически не смогут дождаться, пока их дом отремонтируют...

Общественная приёмная в Красногвардейском районе
Адрес: пр.Энергетиков, д.24, лит.А, ком.7
Часы работы: по будним дням с 10-30 до 17-30
Телефон: 222-76-97

Итак, возвращаясь к тому, чем мы можем помочь, помимо инструкций. Второй шаг – мы помогаем гражданам составлять запросы в те или иные органы власти, потому что обычному человеку сложно разобраться, куда именно нужно писать, какую информацию и как изложить в официальном письме, на какие положения закона сослаться. Параллельно мы подключаем к вопросу депутатов Законодательного Собрания Петербурга, а когда это необходимо (или максимально запутанная ситуация, или, наоборот, вроде бы простая, но требующая системного решения) и депутатов ГосДумы. Елена Григорьевна Драпеко, Олег Анатольевич Нилов, Сергей Михайлович Миронов, Галина Петровна Хованская – все они откликаются.

– По вашему опыту: в домах с какой формой управления меньше проблем?

– Меньше проблем там, где собственники организуются. Хорошо, когда есть ТСЖ или совет дома, чтобы контролировать управляющую компанию. У нас, например, можно получить подробную инструкцию по созданию совета дома и все необходимые консультации. Мы и собрание очное поможем провести! Ведь зачастую у инициативной группы, которая решилась образовать совет дома, даже принтера нет. Они приходят в наши маленькие офисы в районах, получают юридическое и организационное сопровождение. Но если жильцы ничего не намерены делать, можно гарантировать, что проблемы в доме «процветают», к сожалению. В то же время нужно понимать, что многое зависит от человеческого фактора: есть очень ответственные директора управляющих компаний, а есть ТСЖ, на которые жалуются жильцы, и наоборот. Добавлю, что порой конфликт сторон возникает по какой-то субъективной причине, тогда мы всех участников сажаем за стол переговоров и пытаемся найти точки соприкосновения. Как третья, беспристрастная сторона, мы выступаем в роли медиаторов, оказываем правовую помощь, предоставляем помещение для этой беседы и нередко бывает так, что люди договорились, выпили чаю, пожали друг другу руки и разошлись довольные, решив свою проблему.

– А с финансированием вы можете помочь?

– Мы не имеем возможности выделять деньги по запросу, однако, в состоянии повлиять на распределение бюджета. В 2009 году, когда я и еще один председатель ТСЖ в результате выборов прошли в муниципальный совет своего округа, на благоустройство территорий отдавалось 18% бюджета. Нам удалось увеличить эту долю до 60%. В этом, предвыборном, году, правда, она составляет чуть меньше 40%, но это, как минимум, вдвое больше, чем было. И чем больше моих коллег пройдет в муниципальные советы, тем активнее мы сможем влиять на правильное распределение средств.

– А на что сейчас идет львиная доля финансирования?

– На различные направления, которые тоже важны – это и военно-патриотическое воспитание, и опека, и т. д. Но мне кажется, что вот на праздничные мероприятия тратится неоправданно много – одна пятая бюджета МО! – при не таком высоком их качестве. Тем более, это такая сфера, где сложно оценивать услугу и ее реальную стоимость.

– Давайте пройдемся по ключевым ЖКХ-проблемам, можете обозначить свою позицию? Про паспортизацию за счет государства – реальную, без случайного вписывания циферок, уже понятно.

– Пожалуй, вторая существенная после капремонта тема, это тарифы на коммунальные услуги. Мы не боремся с монополистами как таковыми, мы всего лишь просим их раскрыть информацию о том, как они формируют тариф за нагрев воды. Специалисты этой сферы пишут, что нагревают воду с 0 градусов. Но где они берут воду такой температуры, скажем, в июне? Вы понимаете, что даже в мае они, фактически, нагревают лед? И это только маленькая деталь. А взять социальные нормы? Мы только обязали людей поставить приборы учета, чтобы уйти от непонятных нормативов (и это даже сработало, многие начали экономить), как правила меняются, предлагают ввести социальные нормы, которые сделают счетчики абсолютно бесполезными. Граждане уже от них отказываются! Полагаем, что устанавливать и тарифы, и нормативы необходимо только с участием депутатов Законодательного Собрания – и после предъявления всех расчетов, а не «на глазок»!

Для Петербурга также характерна проблема застройки территории зеленых насаждений. Мы стараемся принимать участие во всех публичных слушаниях по тому или иному участку, потому что когда уже на месте зеленой зоны установлен синий строительный забор, зачастую, сделать уже ничего нельзя. Но саму установку забора и все последующее еще можно предотвратить – на уровне публичных слушаний. Например, мы сумели сохранить зеленую защитную линию по проспекту Маршала Блюхера. Отдельная история про то, как депутат ЗакСа Любовь Седейкиене вместе с жителями Приморского района боролась против постройки очередных магазинов «Пятерочка» – по улице Туристской и на месте сквера по улице Ильюшина. Сквер удалось сохранить! А вместо магазина на Туристской появится культурно-досуговый центр для пожилых людей. Но таких историй много. Мне кажется, людям интереснее решать свои проблемы, чем узнавать про чужие. Приглашаем к нам на прием!

Беседовала Светлана Хаматова