6 апреля 2017

Слово законодателю: Надежда Тихонова об актуальном

Надежда Тихонова, депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном собрании Санкт-Петербурга побеседовала с «Консьержем» об актуальных вопросах ЖКХ и городской среды.

– Надежда Геннадьевна, какие задачи в области ЖКХ стоят перед депутатами городского парламента? Какие приоритеты ставит Ваша фракция?

– В ведение депутатов регионального парламента входит разработка и принятие законопроектов, что очевидно. Поэтому мы можем влиять только на законодательство, и то в рамках, установленных федеральными законами. Если федеральный закон оставляет какие-то параметры на усмотрение региона, мы их можем задать. К примеру, недавно Жилищный комитет внес поправки в закон о капремонте, согласно которым жители новостроек начинают платить взносы на капремонт через 8 месяцев после сдачи дома в эксплуатацию. Федеральный закон же разрешает регионам установить любой срок до 5 лет. Мы фракцией подали поправку, устанавливающую срок в 3 года, пока действует гарантия на инженерные сети. В скором будущем законопроект будет рассмотрен в втором чтении.

К сожалению, депутаты не могут влиять на тарифы – их устанавливает исполнительная власть. Я считаю это в корне неверным. Такие решения должен принимать представительный орган власти – люди, представляющие интересы петербуржцев. Поэтому задачи нашей фракции непосредственно связаны с обеспечением прав жителей на качественные услуги ЖКХ и на справедливые тарифы. Сейчас актуальна тема с оплатой отопления. Недавно активисты выяснили, что существует несоответствие температуры теплоносителя требованиям закона на различных участках системы, и оно приводит к ошибкам в начислении платы. Мы с депутатом Алексеем Ковалевым и экспертами собирались и обсуждали эту проблему, искали пути решения.

– Вы возглавляете рабочую группу ЗакСобрания по разработке предложений в регламент уборки снега в Петербурге. Каковы задачи этой рабочей группы, что уже сделано?

– В первую очередь мы хотим добиться того, чтобы комплексная программа по уборке снега, в которой полностью описаны взаимоотношения, права и обязанности всех участвующих в процессе уборки сторон была доработана до конца и стала обязательной к исполнению. Существующая сейчас программа носит лишь рекомендательный характер. В уборке снега задействованы и Комитет по благоустройству, ответственный за улицы, и жилкомсервисы, убирающие придомовые территории и дворы, и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», занимающийся приемом и плавлением снега.

Мы провели несколько встреч с представителями перечисленных ведомств, собрали ответы на различные запросы. Было выявлено много проблем: нехватка финансирования снегоплавильных пунктов, неукомплектованный штат дворников для ручной уборки, недостаточное количество пунктов приема на временное складирование снега. Окончательного списка рекомендаций пока нет, но в весенней корректировке бюджета будут выделены дополнительные средства на снегоплавильные пункты.

Говорить о работе управляющих компаний в этой связи преждевременно – в ближайшем будущем все УК должны будут перейти с действующей сейчас системы субсидирования на заключение госконтрактов через проведение конкурсных процедур. Поэтому пока сложно сказать, какая эта система будет, как к ней адаптируются УК, и с какими проблемами они столкнутся.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе по защите горожан от точечной застройки.

– В этом году еще не было рассмотрения правил землепользования и застройки. В формате общественных слушаний районная администрация редко обращают внимание на мнения жителей, поэтому я надеюсь, что к мнению члена Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга в Красногвардейском районе, которым я являюсь, они все-таки будут прислушиваться.

Защитой от точечной застройки в районе мы вместе с активистами занимаемся давно, выступаем на общественных слушаниях. Нам удалось предотвратить застройку зеленой зоны вдоль ул. Маршала Блюхера. Сейчас там проходят линии электропередач, но их будут переводить под землю, и на этом месте хотели строить. Пока эта территория осталась рекреационной.

Актуальный сейчас вопрос – это территория завода «Кулон» между Львовской улицей и Пискаревским пр. Там собираются строить многоэтажный дом на месте заводских зданий. На этом участке по зонированию можно строить, но застройщик еще хочет поднять предельную допущенную высотность. Основной наш упор в противоборстве с этим очередным «муравейником», на который, естественно, не рассчитана инфраструктура Красногвардейского района – это экологический аспект. Совсем рядом расположен минеральный источник «Полюстрово», и планируемое здание находится в пределах зоны санитарной охраны источника, что предполагает дополнительные ограничения по застройке.

– Как Вы оцениваете подготовку региона к изменениям, предписанным федеральным законодательством в сфере обращения с ТКО?

– Комиссия по экологии и природопользованию ЗакСобрания, безусловно, отслеживает введение новой схемы обращения с твердыми отходами. Что касается готовности региона – в положенный срок мы утвердили территориальную схему, в которой прописаны все нюансы, начиная от предполагаемых объемов отходов и заканчивая всеми свалками. Срок выбора регионального оператора пока перенесли на 2019 год.

– Кампания по раскрытию информации в ЖКХ: считаете ли Вы оправданными колоссальные затраты бюджета и средств УК и ОСЖ (по сути – собственников) на это «раскрытие»? Нужно ли оно гражданам в такой форме?

– С одной стороны, есть недвусмысленный запрос от жителей о необходимости раскрывать информацию, но с другой – это пример неэффективного использования государством денег на различные современные способы переучета, раскрытия, упорядочивания и унификации. На этот актуальный запрос государство отреагировало предложением ввести некоего «монстра», сочетающего в себе самые худшие элементы бюрократии, неподготовленности и жестокости в наказании за неисполнение.

Закон о ГИС ЖКХ подлежит кардинальному пересмотру и отложению. Об этом создателям этой информационной системы сообщали и руководители объединений собственников жилья, и наша партия в лице Олега Нилова, озвучившего это с трибуны Госдумы. На данный момент ответственность за несоблюдение закона о ГИС ЖКХ в Петербурге отложена до 2019 года, а благодаря активности общественности будет изменено содержание закона.

– Как на Ваш взгляд можно решить проблему с многомиллиардными долгами исполнителей коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям?

– Думаю, что необходимо соблюдать права жителей и реагировать надлежащим образом на жалобы для минимизации объема штрафов; проводить жесткую политику несогласия со счетами ресурсоснабжающих организаций, если претензии обоснованы; вести качественную претензионную и исковую работу с неплательщиками, в первую очередь, собственниками нежилых помещений, в том числе Санкт-Петербургом и министерствами.

Однако дисциплина платежей в городе очень высокая, и больше 95% жителей платят за коммунальные услуги вовремя и в полном объеме. Неплательщики не могут быть основной причиной долговой ямы.

Управляющим организациям необходимо отстаивать свои интересы (косвенно и интересы жителей) в спорах с ресурсоснабжающими организациями. Есть примеры ТСЖ, которые в судах давали более грамотный отпор ресурсникам, чем жилкомсервис, обслуживающий в сотню раз большее количество домов.

– 1 января вступил в силу региональный закон о льготных тарифах на тепловую энергию, согласно которому субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с применением льготных тарифов предоставляются ресурсоснабжающим организациям только в отношении тех льготных категорий потребителей, которые определены этим законом. Но в число льготных категорий не включены товарищества собственников недвижимости. В связи с этим Жилищный комитет разослал письма с рекомендациями провести собрания по изменению формы управления, внести изменения в Устав и т. д., то есть возложил на ТСН большую и серьезную работу. Работает ли СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Госдуме в направлении «легализации» ТСН в жилищном законодательстве?

– В ГосДуму вносилось как минимум два законопроекта СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ об урегулировании положения ТСН, оба инициированы в 2015 году, оба отклонены. Эти законодательные инициативы радикально решали проблему и максимально приближали ТСН и ТСЖ друг к другу, снимали проблемы ТСЖ с перерегистрацией, а ТСН – с распространением на них норм жилищного законодательства. Сейчас приходится пожинать плоды бездумных действий, о которых предупреждала депутат нашей фракции, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская при обсуждении необходимости изменения этих законодательных норм. Скорее всего, будет много исков, как по обжалованию постановлений ГЖИ, так и по оспариванию ущемления ТСН.

Беседовала Татьяна Гоцуленко