26 декабря 2018

Одним надзором делу не поможешь

В Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга с начала 2018 года поступило более 35 тысяч жалоб. «Консьержъ» поговорил с главным жилищным инспектором Петербурга Владимиром Зябко о том, почему люди обращаются в инспекцию и делают это все чаще.

– Владимир Михайлович, как вы считаете, почему в последние годы наблюдается такой рост числа жалоб?

– Это связано с целым рядом причин. Основная из них – наделение новыми контрольными функциями органов государственного жилищного надзора, в том числе передача в сентябре 2012 года полномочий по контролю соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг от федеральных органов государственной власти (Роспотребнадзора) региональным, а также введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в 2015 году.

При этом наделение новыми полномочиями надзорного органа происходит на фоне снижения качества жилищно-коммунальных услуг, отчасти по объективным причинам. Например, незащищенность целевых статей сметы на содержание и ремонт многоквартирного дома, а также средств, собираемых с жителей на погашение затрат на коммунальные ресурсы, в связи с чем средства жителей могут быть использованы на иные нужды, что отражается на качестве услуг.

Кроме того, значительное влияние на качество содержания жилья оказывает наличие долгов населения за предоставленные услуги. По нашей оценке, своевременно и без задержки квартирную плату вносит от 50 до 75% жителей. Такое недофинансирование влечет за собой снижение привлекательности отрасли, отток профессиональных кадров и другие негативные последствия.

В свою очередь элементы самоуправления жилищным фондом, предусмотренные законом, населением не реализуются: большинство советов МКД созданы формально, сами жители с заявками на ремонт стали обращаться в органы исполнительной власти и прокуратуры.

Население уже привыкло к тому, что можно вообще не обращаться в свою управляющую организацию. Достаточно написать жалобу в органы власти, и инспекторы в любом случае выйдут, разберутся, наложат штраф и заставят выполнить работу. В обычных беседах с заявителями по этому вопросу слышим в ответ: «А зачем обращаться в управляющую компанию, она все равно ничего не сделает».

И хотя сегодня законом предусмотрен порядок возврата стоимости некачественной жилищно-коммунальной услуги, но на практике жителями он применяется крайне редко, вместо снижения квартирной платы за некачественную услугу они предпочитают жаловаться в органы государственной власти всех уровней.

В конце сентября Минстрой подвел итоги работы жилищных инспекций страны за второй квартал года. Санкт-Петербург разделил первое место с двенадцатью субъектами.

По словам замминистра Андрея Чибиса, «представленный рейтинг оценивает эффективность работы ГЖИ и базируется на таких показателях, как доля результатов проверок, признанных недействительными, доля исполненных предписаний, доля судебных решений, вступивших в силу, своевременность предоставления отчетов в Минстрой России, наличие и функционирование "горячей линии", информирование граждан».

– Почему жители не обращаются в свою управляющую организацию?

– У самих жителей, как я уже отметил, в ряде случаев сложилось предвзятое мнение о работе своей управляющей компании.

К одной из основных причин в домах под управлением лицензиатов можно отнести формально выбранные советы МКД. Там же, где выбраны активные советы МКД, ими и самими жителями зачастую не организована предусмотренная Правилами предоставления коммунальных услуг претензионная работа, обеспечивающая возврат той части квартирной платы, которая содержит стоимость некачественной или не оказанной в полном объеме жилищно-коммунальной услуги.

Реализация именно такого механизма возмещения затрат граждан может обеспечить качество услуги, только постоянный диалог жителей и поставщика услуги в рамках договора управления и закона, защищающего права потребителя, заставит управляющую компанию услышать собственников жилья.

В качестве примера я могу напомнить об опубликованном в прессе случае возврата квартирной платы семи жителям Колпино за некачественные услуги по уборке, в результате управляющая компания понесла расходы в сумме более 70 тысяч рублей.

К сожалению, подобные случаи единичны, а основная работа совета МКД заключается именно в практике подтверждения объемов фактически предоставленных услуг, для чего они наделены согласно статье 161_1 Жилищного кодекса Российской Федерации правом подписания актов приемки выполненных работ и актов о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг.

– Как же по закону должен поступать житель конкретного дома, если его не устраивает качество жилищно-коммунальных услуг?

– Прежде всего он должен обратиться в управляющую организацию, представители которой в свою очередь должны выйти на место и разобраться с проблемой.

Порядок установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Этот же порядок применяется в отношении жилищных услуг согласно Правилам изменения размера платы за содержание жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Порядком установлено, что при обнаружении факта нарушения качества услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Сообщение о нарушении качества услуги может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации. Потребитель обязан сообщить фамилию, имя и отчество, адрес помещения, где обнаружено нарушение качества услуги. Сотрудник АДС обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение, номер сообщения потребителя и время его регистрации.

Сотрудник АДС обязан согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества услуги, которое назначается не позднее 2 часов с момента получения сообщения, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт. Любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества услуги. Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Если в результате экспертизы установлено отсутствие факта нарушения качества услуги, то потребитель обязан возместить расходы на ее проведение.

Если между потребителем и исполнителем существует спор, то определяются дата и время повторной проверки качества услуги с участием представителей Государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

Акт повторной проверки подписывается также представителями Государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

Вот когда по закону инспекция должна вступать во взаимодействие с потребителем и исполнителем. На практике же зачастую в управляющую организацию никто не обращается, а сразу жалуются в жилищную инспекцию.

– Инспекция обязана проверить, обращался или нет заявитель в свою управляющую компанию?

– Такую проверку мы делаем для оценки работы управляющей организации, но отсутствие обращений в управляющую организацию не является основанием для отказа от проведения государственного контроля.

Отмечу, что с 1 марта 2019 года к работе АДС управляющих организаций будут предъявляться дополнительные требования, нарушение которых отнесено к разряду грубых, в связи с чем при повторном нарушении в течение 12 месяцев лицензиат может лишиться права управления многоквартирным домом, в котором такое грубое нарушение допускалось.

Надеемся, что такие изменения приведут к более активному и продуктивному взаимодействию между жителями и управляющей организацией, позволят объективнее подходить к оценке ее работы, исходя из объемов фактического финансирования содержания жилищного фонда.

Я хочу отметить еще один момент, по результатам ежегодного анализа только из 29% многоквартирных домов Петербурга поступают жалобы граждан. Значит, жители более 70% жилых зданий с жалобами не обращаются, а решают вопросы содержания общего имущества непосредственно с представителями управляющей компании, ТСЖ, ЖСК.

Еще раз подчеркну, что к повышению качества жилищно-коммунальных услуг прежде всего приведет самоуправление – активный и авторитетный совет жителей многоквартирного дома, имеющих полный доступ к планированию работ, доведению первоочередных задач по содержанию общего имущества до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также к участию в общих осмотрах, составлении годовой сметы расходов и к осуществлению постоянного контроля качества предоставляемых управляющей организацией услуг.