Общественная инспекция состояния ЖКХ 8 июля в Жилом Комплексе  Бассейного Товарищества Квартирохозяев.
Общественная инспекция состояния ЖКХ 8 июля в Жилом Комплексе Бассейного Товарищества Квартирохозяев.
Инспекция на ул. Жуковского, 57. Задача: найди максимальное количество несоответствий на одной фотографии.
Инспекция на ул. Жуковского, 57. Задача: найди максимальное количество несоответствий на одной фотографии.
Одна из парадных в доме на наб. Фонтанки, 96.
Одна из парадных в доме на наб. Фонтанки, 96.
Фото: Vk.com
20 декабря 2017

Активисты пришли в ЖКХ

В Центральном районе Санкт-Петербурга появилась группа волонтеров, которая занялась общественными проверками состояния жилых домов. Для зданий, годами не знавших хозяйского подхода, их деятельность оказалась куда более эффективной, чем работа различных общественных советов по ЖКХ, созданных профильными ведомствами. О том, как проходят рейды по домам, и что из этого получается, «Консьержу» рассказал координатор инициативной группы Ярослав Костров.

– Ярослав, сейчас при органах власти появляются различного рода советы, собрания, в которых регулярно принимают участие люди, которые позиционируют себя общественными контролерами в ЖКХ, что Вы обо всем этом думаете?

– Мы в эти организации не входим, нас туда не приглашали и думаю, что никогда не позовут. Мы реально работаем на местах, а они просто болтают.

– Каким образом вы работаете? Насколько я понимаю, никакой общественной организации у вас нет? 

– Мы как раз занимаемся формированием подлинного гражданского общества. Мы создали инициативную группу, которая на общественных началах занимается решением давно наболевших проблем, связанных с благоустройством Центрального района, и в том числе мы проводим общественные инспекции состояния ЖКХ в этом районе. Наша работа заключается в том, чтобы привлечь внимание надзорных органов, организаций ЖКХ к состоянию жилого фонда. 

– Что больше всего поразило ваше воображение в ходе таких рейдов?

– Однажды наши общественные контролеры посетили дом по адресу: Старорусская ул., 5, который оказался полностью «убит». Ремонт там не делали десятилетиями, стекол нет… Совершенно непонятно, как там люди живут. Пришлось совершить своего рода «диверсию», забросать портал «Наш Санкт-Петербург» жалобами конкретно с этого адреса. Нам удалось мобилизовать жильцов и в один день с одного дома поступило порядка 300 жалоб.

– Это сработало? 

– Да, произошло невероятное. На этот дом вышли коммунальщики и начали там в срочном порядке что-то ремонтировать, и мусор убрали, которым был завален дом с 3-го по 8-й этаж. Жители были очень удивлены. Они десятилетиями писали в различные инстанции, но это не давало никакого результата.

– Каким образом вы выбираете дома для проверок?

– В нашей группе в соцсети «ВКонтакте» мы размещаем пост, что готовится очередная общественная инспекция, люди в комментариях пишут свои адреса, а потом мы включаем генератор случайный чисел и выбираем адрес. Последний раз общественному контролю подверглись 6 домов, в результате чего было подготовлено 600 жалоб, в основном в отношении жилкомсервиса, который эти дома обслуживает, а точнее не обслуживает. Уборки в парадных нет месяцами, ремонт там не делается десятилетиями.

– За время вашей деятельности вам удалось заметить, какая форма управления домом менее эффективна? От кого больше поступает жалоб: от жителей домов, которые обслуживают ЖКСы или ТСЖ?

– Раз на раз не приходится, все зависит от руководства ЖКСов. Встречаются и вполне приличные, где все четко организованно.

– На какие нормативные акты вы опираетесь в своей деятельности и как относитесь к недавней инициативе Жилищного комитета выдавать общественным контролерам удостоверения?

– Нам совершенно все равно, что там делает Жилищный комитет, и уже тем более нам не нужны их удостоверения. Есть 170 Постановление Госстроя РФ, которое регламентирует деятельность управляющих компаний, и если они нарушают это Постановление, любой гражданин может составить жалобу. «Общественный контроль» звучит красиво, но реально это все не работает. На самом деле все эти общественные советы только замыливают своей болтовней проблемы, которые реально существуют.

– А в дом вас обычно сами собственники пускают? 

– Да, если они оставили заявку, то мы потом договариваемся о времени и приходим. В этом нет никакой проблемы. По крайней мере, можно парадную осмотреть, а иногда и чердаки, которые часто открыты, и там обнаруживаются горы мусора. Мы составили чек-листы, которые можно быстро заполнить на месте и отправить в администрацию. Таким образом мы уже провели 15 инспекций.

– Не могли бы рассказать всю последовательность ваших действий, какие документы вы готовите после рейда, и что происходит потом?

– Один раз мы действовали через портал «Наш Санкт-Петербург», и мы поняли, что это действенный инструмент воздействия и на чиновников и на управляющие компании, но все-таки есть надежда и на прямой диалог. Все жалобы собственников мы сводим в одну таблицу, выделяем какие-то общие проблемы и предлагаем их отработать. Если диалога не получится, то придется вернуться к порталу «Наш Санкт-Петербург».

– А сколько в среднем своего личного времени тратит активист на вот эту деятельность?

– Получается примерно так: один час на то, чтобы обойти весь дом, еще час на то, чтобы составить письма и протоколы, это максимум, а с опытом, я уверен, на это будет уходить меньше времени.

– Лично у вас какая мотивация всем этим заниматься, ведь получается это работа, причем которая не оплачивается? 

– Если мы будем реально выходить на адреса и биться за свои права, я уверен, ситуация в ЖКХ изменится. Я смотрю на это как на долгосрочные инвестиции в мое будущее и в будущее моих детей. Если я уберу какие-то несоответствиям в моем доме, то моя квартира вырастет в цене. И да, я хочу, чтобы мой район стал более привлекательным для жизни и комфортным.