Фото: Лилия Курбеко
Текст: Валерия Захарова
10 ноября 2017

Политический кульбит в угоду монополии

В течение продолжительного времени Санкт-Петербург готовится к переходу на новую систему обращения с отходами, в которой полную ответственность за движение мусора на всех этапах – от сбора до размещения – будет нести региональный оператор. Однако в реальности новая схема обращения с отходами до сих пор не работает.

В октябре были внесены очередные поправки в Экологический кодекс Санкт-Петербурга, которые вводят новый регламент обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Согласно новым поправкам региональный оператор должен в ближайшее время разработать договор сроком не менее 10 лет.

По мнению власти столь длительный срок действия соглашения даст оператору возможность работать стратегически, предлагая минимальные тарифы. Тем не менее в действительности перспективы столь длительных взаимоотношений не столь радужные, да и вся складывающаяся ситуация выглядит немного парадоксально. Получается, что региональный оператор, который еще даже не назначен, уже сегодня обязан полностью создать систему по утилизации мусора, которой раньше даже не существовало, и гарантировать качество её работы на долгие годы.

В связи с такой ситуацией может показаться, что региональный оператор уже выбран, и медленно, но верно создается новый супермонополист. Мусорный бизнес в России оценивается в полтриллиона рублей. Есть за что бороться. Региональные операторы могут стать как энергосбытовые компании. Будут выставлять квитанции каждому, кто создает мусор и платить деньги тем, кто этот мусор вывозит.

В 2012 году был издан указ об отмене лицензирования перевозок твердых бытовых отходов. Тогда все купили мусоровозы и начали вывозить бытовые отходы, а свалки возле города начали расти невероятными темпами. К сожалению, никто не начал контролировать эту деятельность тогда, когда все еще можно было изменить.

Вместо того, чтобы контролировать систему при ещё нормальных условиях, было решено уничтожить плоды жилищной реформы и ввести закон о региональном операторе. Такое решение может привести к повышению тарифов, остановке инвестиционной деятельности и коллапсу.

Валентин Бушихин, научный консультант института проектирования, экологии и гигиены утверждает, что взаимоотношения города с будущим региональным оператором, и существующий закон до сих пор непроработаны.

«Оператору необходимо разработать схему транспортировки, обслуживать мусороперерабатывающий завод, вносить плату за негативное воздействие мусорного полигона, но при этом он не получает никаких гарантий, что тарифы будут соизмеримы с объемами его деятельности − отмечает Валентин Владимирович. −  Также вызывает ряд вопросов количество региональных операторов в городе. Например, в Красноярском крае хотели все отдать в руки одного оператора, но в ходе долгих дискуссий приняли решение, что операторов будет три. Я считаю, что в Санкт-Петербурге необходимо минимум четыре оператора. И я усердно стараюсь донести свою мысль до комитета по благоустройству».

Вдобавок в федеральном законе №89 об отходах существует множество юридических коллизий, касающихся права собственности. «Юридически содержимое нашего мусорного ведра − это наша собственность. Как можно заставить человека отдавать свою собственность , так еще и платить за это, − объясняет неоднозначную ситуацию Валентин Бушихин. − Если перевозчик коммунальных отходов достанет из вашего мусора пластик и бумагу и начнет продавать их от своего имени. Что он продает с юридической точки зрения? Собственность другого человека».

Не вызывает никаких вопросов позиция комитета по благоустройству, который ответственен за выбор регионального оператора и исполнение закона №89. Не вызывает либо в силу того, что в самом Комитете никто ничего не понимает, либо в силу того, что региональная власть никак не может достучаться до федеральной и внести толику здравого смысла в закон. 

По информации пресс-службы, комитет по благоустройству участвует в работе Федерального штаба по вопросам совершенствования законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Среди всех регионов России специалисты из Санкт-Петербурга подготовили самое большое количество предложений по поправкам и дополнениям в законодательство, касающееся сферы обращения с отходами. Но донести свои идеи им так и не удалось.