Фото: gov.spb.ru
Текст: Татьяна Гоцуленко
13 ноября 2018

Петербуржцы: «Зеленым легким» нужна защита

В Петербурге завершился месячник благоустройства, Смольный рапортует о высаженных тысячах молодых саженцев, но активисты все равно бьют тревогу. «Мы живем среди парковок, бетона и асфальта, здесь же растут наши дети, и экологическая ситуация только ухудшается», – утверждают они. Круглый стол петербургского интернет-издания Мойка.78 «Как спасти петербургские деревья от иррационального уничтожения», прошедший 31 октября, сформулировал множество вопросов к городскому Комитету по благоустройству, однако ведомство приглашение к дискуссии проигнорировало.

«Лес – это легкие нашего города, это наше с вами здоровье», – заявил врио губернатора Петербурга Александр Беглов во время посадки деревьев на осеннем Дне благоустройства 20 октября. Чиновник предложил петербургским промышленным предприятиям посадить свою рощу и ухаживать за ней, а главам профильных комитетов поручил проработать программу восстановления лесных угодий в черте города вместе с предприятиями.

«Зеленые» нормативы

Норма площади озеленения городов, установленная Всемирной Организацией Здравоохранения равна 50 кв. м городских зеленых насаждений на одного жителя, при этом для крупных городов норма снижена до 21 кв. м.

Но даже с этой «поправкой» некоторые районы Петербурга от нормы далеки от слова «совсем». Например, в Адмиралтейском районе площадь озеленения – 1,7 кв. м на человека. «Это же меньше кладбищенской нормы!» – восклицают горожане и отмечают, что для многих жителей Васильевского острова именно Смоленское кладбище – место для прогулок с колясками.

Почему нечем дышать

Тему озеленения можно разбить на несколько вопросов. Как минимум, это сохранение существующих зон, компенсирующие посадки и так называемое новое зеленое строительство. И проблемы, увы, есть по всем направлениям.

Активисты городского движения «Деревья Петербурга» изучили существующую структуру управления сферой, бюджеты Комитета по благоустройству и муниципальных образований и пришли к выводу: ухаживать за деревьями в городе не на что и некому, создавать новые зеленые зоны – опять-таки не на что, а все высаживаемое сегодня – это компенсирующие посадки.

«В законе даже понятие «дерево» не прописано, реестры деревьев и кустарников из года в год создаются муниципалитетами в бумажном виде», – удивляются активисты. Впрочем, помощник главы фракции «Яблоко» в Заксобрании Петербурга Кирилл Страхов рассказал, что город уже потратил порядка 500 млн на паспортизацию зеленых насаждений и создание базы данных. Правда, открытой для всех желающих эту базу Смольный сделать не хочет. «Пока не целесообразно», – следует из ответа Александра Беглова на депутатский запрос. 

Ломать – не строить

Одна хорошая новость, тем не менее, есть. Владислав Горский, помощник депутата Заксобрания Надежды Тихоновой и главный консультант председателя профильной комиссии по экологической защите населения, сообщил, что в парламенте готовится городской закон о создании открытой базы порубочных билетов.

Возмущение происходящей прямо сейчас вырубкой – самый частый повод для общественного резонанса в области озеленения, но проверить наличие разрешительных документов при вырубке – это все равно что выиграть сражение. При том, что наличие билета – обязательное условие для такого вида работ, увидеть их можно порой только при помощи полиции. Согласование вырубки достаточно сложное, сама услуга дорогая (до 40 тыс. руб.), поэтому документов у подрядчика часто либо вовсе нет, либо их подделывают.

Создание базы порубочных билетов должно упростить процедуру проверки легальности вырубки, но активисты, среди которых есть действительно специалисты лесного хозяйства, хотели бы пойти дальше – знать заранее, что и где чиновники планируют сажать, подрезать, вырубать и так далее. Дело в том, что на практике их наблюдений слишком много высаженных и не выживших деревьев. Иногда дело в качестве саженцев, иногда в нарушении простейших правил (сажают деревья в снег), иногда работа дана на откуп откровенно неквалифицированному персоналу. Активисты просят зарегистрировать все деревья в интернет-системе и на этой площадке создать систему взаимодействия между городом, жителями и бизнесом для создания новых садов, скверов, бульваров в городе.

Решения есть

Опыт масштабного озеленения в северной столице есть – на рубеже 50-60-х годов всего за пять лет озеленили взрослыми деревьями 370 улиц, что составляет примерно половину улиц Ленинграда тех лет. Тогда велась планомерная работа по созданию питомников и высаживанию именно взрослых деревьев (вспомните, сколько нужно времени, чтобы высаживаемые саженцы-хлысты превратились с деревья, на примере того же Парка 300-летия Санкт-Петербурга).

Видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь
Современный опыт масштабного озеленения есть и в Европе, и в Москве. На слуху новый столичный парк «Зарядье» – он как раз появился сразу со взрослыми деревьями. Более того, многие зеленые зоны расположены там на кровлях и очевидно, что под насаждениями проходит множество инженерных коммуникаций – а в Петербурге чиновники на каждом шагу отказывают в согласовании посадок, если есть хоть малейшее подозрение что под землей проходят коммуникации. Жители центральных районов показывают фотографии петербуржских тротуаров и набережных, где отчетливо видна огороженная бордюром земля с пеньком – дерево точно росло, так было задумано, но новое посадить сейчас нельзя – коммуникации, и скорее всего на этом месте появится парковочная зона.

В Москве, кстати, для озеленения даже сужают проезжую часть. Автомобилисты конечно недовольны, но то же Садовое кольцо в последние годы не узнать – на нем вновь расцвели сады, подтверждая его наименование. Добавить зелени можно даже в «колодезном» петербургском центре, где ни дороги, ни тротуары уже не сделать. Для этого предлагается применить методы вертикального озеленения. Например, обыкновенные лианы, их стоимость – около 1,5 тыс. рублей, а зелени достаточно скоро будет как с большого дерева. 

Шаги на раз-два-три

Итак, вот конкретный перечень предложений, сформулированный по итогам круглого стола и направленный в профильный комитет.

1.  Детально прописать в экологическом законодательстве Санкт-Петербурга понятие «дерево», дать ему определение и указать все возможные и необходимые меры по защите деревьев.

2. Категорически запретить исключение любых территорий из списка зеленых насаждений.

3. Паспортизировать каждое дерево в Петербурге — составить и опубликовать в открытом доступе официальные документы, в которых указаны исчерпывающие сведения обо всех растениях города.

4.  Рассекретить созданную для органов власти за бюджетные деньги базу данных, где содержится информация о количестве деревьев, кустарников и других растений в Петербурге.

5. Передавать как можно больше зеленых территорий в ведение муниципалитетов, направлять бюджетные средства на обустройство и сохранение таких территорий местным властям.

Сегодня Комитет по благоустройству сосредоточил в своих руках вообще все функции в части озеленения — он и заказывает работы, и выполняет их, и сам себя контролирует. И при этом не хочет идти на контакт с жителями и даже с теми же муниципалитетами.

6. Рассчитывать нормативы по зеленым территориям не по районам города, а по муниципалитетам или даже кварталам, учитывая при этом плотность населения.

Приморский район, например, имеет хорошие «зеленые» показатели, но это происходит за счет нескольких крупных объектов – парка у Долгого озера, Удельного парка и других, а многие кварталы новостроек в то же время остаются в голом асфальте.

Кирилл Страхов: «Муниципалитеты подчиняются жителям, вынуждены идти на выборы и чувствуют свою ответственность. Комитет по благоустройству ответственности не чувствует».
7.  Не ограничивать список высаживаемых в Петербурге деревьев липами и кленами, подбирать тип высаживаемого дерева для каждого конкретного места с учетом всех факторов, высаживать только саженцы старше пяти лет, чтобы избежать преждевременной гибели растений.

На улице Кораблестроителей была аллея вязов, она погибла, и на этом месте Комитет по благоустройству решил посадить липы, хотя как раз там проходит теплосеть, и сажать липы на теплосеть нельзя, хорошо растут на теплосети только вязы.

8. Увеличить штат профессиональных садовников в профильных структурах городского правительства, а также в организациях, на балансе (в управлении) которых есть зеленые территории.

Когда-то в Петербурге была Станция защиты зеленых насаждений, но после того, как ее объединили со Спецтрансом (!), она фактически исчезла. В городе осталось очень мало канадских кленов, и они сейчас болеют, а специалистов, кто знает, как их лечить, нет, или они стоят больших денег. Кстати, управляющие организации в элитных жилых комплексах зачастую нанимают профессиональных садовников или специализированные фирмы.

9. Наладить взаимодействие исполнительных и законодательных органов власти в вопросах сохранения и приумножения зеленых насаждений, а также широкое общественное обсуждение планов озеленения до утверждения таких планов и начала их реализации.

10. Вернуть в состав правительства города Комитет зеленого строительства, существовавший в 1990-х годах, и передать ему полномочия Комитета по благоустройству в части озеленения.

11. Обязать застройщиков выделять не процент территории под озеленение, а высаживать определенное количество деревьев, кустарников, а также предъявлять строгие требования к возрасту и состоянию высаживаемых растений (сегодня многие такие территории фактически остаются пустырями).

12. Возродить праздник древонасаждения в Петербурге.

Особенно важно привить детям любовь к деревьям. На территориях детских садов все чаще вырубают деревья, якобы, чтобы обезопасить малышей, в итоге они растут на резине и асфальте. Или вокруг здания садика остаются обрубки-колонны: не корчевать – дешевле, понятно, что у садиков маленькое финансирование, но эстетики никакой, а все это влияет на формирование детей, не говоря уже о том, что сад на то и сад, чтобы были деревья.

Кирилл Страхов пообещал, что ряд озвученных предложений войдет в проект закона о деревьях, разрабатываемый фракцией «Яблоко», а также высказал пожелание, чтобы тема «зеленых легких» города стала главной в рамках предвыборной губернаторской кампании в следующем году. Участники круглого стола планируют вновь встретиться через три месяца и надеются, что городские чиновники все-таки выйдут на диалог.