Текст: Валерия Захарова, № 9 от 29.06.2020
29 июня 2020

Ленобласть и Петербург: долго ли продлится мусорный спор?

Во время онлайн-конференции с президентом Владимиром Путиным губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выдвинул предложение создать единого регионального оператора по обращению с отходами для Санкт-Петербурга и области. Президент РФ согласился с идеей объединения и совместной работы.

Вертикаль власти

Проблема недопонимания двух соседних субъектов в вопросе обращения с отходами Владимиру Путину известна давно. Так, например, еще в декабре прошлого года журналист портала «47 news» поднимал вопрос несоответствия сроков начала мусорной реформы в Петербурге и области, из-за которого Ленинградской области крайне сложно наладить работу с непредсказуемыми кульбитами петербургских властей и перевозчиков города. Тогда президент дал поручение Петербургу поторопиться в переходе на новую систему обращения с ТКО. Смольный тут же начал активно создавать видимость бурной деятельности, однако, как мы можем заметить из сегодняшней ситуации, в конце концов данные поручения были отложены на потом.

В этот раз на эту проблему решил обратить внимание президента губернатор Ленобласти, он попросил главу государства дать поручение Министерству природных ресурсов реализовать возможность создания единого оператора ТКО сразу для двух субъектов. «Разделяю, здесь нужно поработать всем вместе», – ответил на данное предложение Путин. Буквально на следующий день после разговора президента с Александром Дрозденко Смольный объявил тендер на вывоз 42 тыс. тонн отходов с площадки ГУП МПБО-2 в Янино. Как долго продлятся активные попытки Петербурга наладить отношения с Ленобластью, покажет время. Но по опыту мы видим, что без прямого и четкого указа федеральной власти дело вряд ли сдвинется с мертвой точки.

Горизонталь власти

На сегодняшний день в мусорном вопросе Ленобласть значительно опередила Петербург. Область уже открывает комплексы по переработке отходов в топливо, в то время как Петербург до сих пор испытывает трудности в рекультивации «Новоселок». Прошло уже три года с момента начала рекультивации, а на полигоне до сих пор не построена станция дегазации. И, к сожалению, оттягивание строительства станции влечет за собой большую опасность. Дело в том, что свалочные газы обладают высокой токсичностью, поэтому все ближайшие жилые массивы могут пострадать от такой нерасторопности петербургских властей.

Почему же город медлит и так неохотно принимает все решения, касающиеся бытовых отходов? Если рассматривать проблему в общем, то становится очевидно, что решать мусорную проблему лучше сообща, однако до сих пор непонятно, сможет ли Петербург договориться с Ленобластью на выгодных для себя условиях и нужно ли это взаимодействие всем участникам рынка? Или же город осознает, что на сегодняшний день у него нет территориальных ресурсов, чтобы играть в эту «мусорную битву» в полную силу?

Санкт-Петербург стал практически полностью зависим от Ленобласти в вопросах обращения с отходами около трех лет назад, когда после жалоб петербуржцев и прямого вмешательства президента закрыли на рекультивацию последний крупный полигон ТБО в черте города «Новоселки». Все остальные полигоны находятся в Ленобласти, куда сейчас и везут все отходы Петербурга. Очевидно, что данная ситуация мало устраивает жителей области, а вместе с недовольством жителей растут и претензии областных властей.

Проблему усугубляют разные подходы субъектов к обращению с отходами. В Ленобласти уже второй год реализуется федеральная мусорная реформа. Там уже вовсю работает региональный оператор – АО «УК ООЛО». Петербург же до сих пор тянет с принятием реформы. В городе до сих пор не утверждена новая территориальная схема размещения отходов, а региональный оператор выбран только для половины города. При этом даже в северной части Петербурга, где оператор выбран, он пока не имеет никаких полномочий, так как переход на новую систему официально приостановлен, на работу единого оператора наложен мораторий, который с большой вероятностью продлят еще на год.

– На мой взгляд, ключевой проблемой разногласий в работе двух субъектов является историческое отсутствие горизонтальной ответственности в государственных структурах, – отмечает юрист юридической компании «Правовед» Вадим Стогов. – При решении любых вопросов все привыкли смотреть вверх, а не по сторонам, поэтому только в отношениях с теми, кто выше, чиновник готов предпринимать какие-либо действия. Главы двух субъектов вряд ли смогут договориться самостоятельно, т. к. они, по сути, равны в своих полномочиях, они не привыкли договариваться с кем-то равным. Каждый будет продолжать тянуть одеяло на себя и вряд ли кто-то в этот момент задумается об экологии. И я глубоко сомневаюсь, что оператор станет единым для двух субъектов. На данный момент проблема с отходами, как и все проблемы нашего государства, могут разрешиться только через прямой указ президента. Пока только этот способ нам доступен.

Монополия власти

– Абсолютно неважно, будет ли это единый регоператор для одного субъекта или для двух, суть от этого не меняется. Это та же самая монополия, только еще обширнее, – отмечает председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. – И проблемы у нее останутся те же самые: отсутствие конкуренции, рост цен и тарифов, понижение качества услуг. Создание такой монополии нельзя допускать ни в коем случае.

Любопытно, что уже второй год при Общественном совете Санкт-Петербурга создана рабочая группа, которая работает над предложениями для создания системы обращения с отходами Петербурга и области. Эксперты и специалисты, входящие в рабочую группу, каждый раз предлагают сформировать эффективный рынок, рыночную конкуренцию для операторов, логичную территориальную схему, грамотный контроль сферы. Казалось бы, к этим предложениям стоит прислушаться, особенно в столь кризисное время. Однако власть продолжает навязывать монополизм и с каждым годом старается расширить его все больше и больше.