Текст: записала Татьяна Гоцуленко
4 марта 2023

Игра вдолгую: дать шанс и время расплатиться по долгам

Абсолютное большинство жилкомсервисов и многие частные управляющие компании Санкт-Петербурга находятся в состоянии необъявленного банкротства, продолжая работать. Тем временем и механизм банкротства физических лиц набирает обороты, в результате задолженность жителей многоквартирных домов перед управляющими организациями все больше и больше приобретает черты невозвратной. Как предотвратить неумолимо надвигающийся коллапс, придумали депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

____________

«Законопроект прежде всего направлен на то, чтобы защитить потребителей от действий недобросовестных управляющих организаций и изменить критерии привлечения к банкротству управляющих организаций, установив этот критерий пропорционально выручке и предоставив достаточный срок для принятия мер на погашение сложившейся кредиторской задолженности. Кроме этого, поправки нацелены на защиту лиц, контролирующих должника, то есть руководителей управляющих организаций и товариществ собственников жилья от сложившейся практики привлечения к субсидиарной ответственности по критерию несообщения о достижении признаков банкротства. Сегодня управляющая организация постоянно находится в состоянии, удовлетворяющем критериям банкротства. Законопроект позволяет несколько нивелировать системные недоработки действующего законодательства, помочь и собственникам, и предпринимателям более-менее нормально существовать в тех условиях, которые сейчас есть».

____________

Законопроект, подготовленный постоянной комиссией петербургского ЗакСа по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды, успешно прошел первое чтение, однако вызвал неоднозначные оценки у некоторых депутатов  и журналистов. «Консьержъ» обратился за разъяснениями положений документа к Евгению Пургину, председателю совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере».

– Начну с того, что банкротство юридического лица – это нормальный механизм, который позволяет убрать с рынка неэффективные компании, причиняющие вред себе и своим контрагентам. Бывает преднамеренное банкротство – это уже уголовное преступление.

Снежный ком долгов

Поправки, о которых мы говорим, направлены на то, чтобы защитить управляющие организации и их руководителей от системных ошибок в экономике сферы ЖКХ. Дело в том, что ЖКХ – очень сложная отрасль экономики, хоть ее и реформируют лет тридцать, ее так нормально и не настроили. Например, мы постоянно сталкиваемся с незнанием и неготовностью потребителя к покупке товара – жилищно-коммунальных услуг. Потребитель не представляет, сколько это стоит, наверное, и руководители системы ЖКХ страны не представляют, сколько где что стоит, какая коммунальная услуга в каком районе или регионе страны сколько должна стоить. Существует такое понятие, как социальные тарифы, существуют и различные ограничения, которые не позволяют устанавливать цены на жилищно-коммунальные услуги, соответствующие их реальной стоимости. Например, нормативные ограничения по продаже тепла. Если у вас в доме очень большой расход, потери в подвалах и на чердаках, то для управляющей организации есть ограничение – население не может платить за общедомовые нужды больше, чем установлено нормативом. Как мы помним, эта мера была попыткой заставить управляющие организации работать над энергоэффективностью, чтобы повышать экономию и модернизировать систему отопления. С другой стороны, это защищало население от огромных платежей. Но в реальности система приводит к кассовым разрывам, которые накапливаются, как снежный ком. В связи с этим и другими факторами управляющие организации накапливают задолженность перед контрагентами, которая очень быстро превышает пределы, установленные законом о банкротстве юридического лица.

   ____________

По статистике Федресурса за период существования процедуры банкротства граждан, с октября 2015 года по сентябрь 2022 года несостоятельными стали уже 669 258 граждан РФ. В случае признания гражданина банкротом после реализации имущества оставшаяся непогашенная сумма задолженности списывается.  Следовательно, должник освобождается не только от банковских кредитов и микрозаймов, но и от задолженности за жилищные и коммунальные услуги. Вместе с тем законодательством не урегулированы дальнейшие взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и лицом, управляющим многоквартирным домом, по поводу оплаты списанной судом задолженности граждан. Таким образом, лицо, управляющее многоквартирным домом, вынуждено за счет собственных средств оплачивать услуги ресурсоснабжающей организации, что увеличивает риски банкротства уже самих управляющих многоквартирными домами.

    ____________

Фактически, если взять управляющую организацию, которая, например, управляет домами на 500 квартир, то через два месяца уже может образоваться задолженность, превышающая критерии банкротства. Посчитаем вместе: 500 квартир по 5000 рублей в месяц квартплаты – это 2,5 миллиона в месяц. Представьте, что у вас есть неплательщики. Если раньше средний уровень неплатежей был 5%, то сегодня это 15%. Возьмем даже 10% от 2,5 млн – дебиторская задолженность через месяц будет 250 тысяч, через два месяца – 500. Эти 500 тысяч – сумма, недополученная управляющей организацией для того, чтобы заплатить контрагентам. В совокупности у этой управляющей организации перед контрагентами появляется кредиторская задолженность, которая плавно за два-три месяца переваливает за критерии банкротства, и эту организацию нужно банкротить, либо руководитель этой организации обязан заявить о том, что организация находится в предбанкротном состоянии.

Таким образом, банкротство – это констатация факта того, что задолженность организации превысила уровень в 300 тысяч рублей, при том что на самом деле управляющая организация может максимально честно и старательно работать. Просто она не может в те же два месяца провести судебную работу по этим должникам, тем более взыскать эти денежные средства.

Чтобы с этой ситуацией бороться, приходится придумывать какие-то дополнительные начисления, принимать какие-то меры либо заниматься перекрестным финансированием, т. е. перебрасывать деньги с одной статьи на другую и таким образом гасить эту задолженность перед наиболее крупными кредиторами.

Доплатить из своего кармана

Если вы зайдете на сайт любого из монополистов, найдете данные о задолженности управляющих организаций. Например, перед ГУП «ТЭК» на сегодняшний день общая сумма задолженности 12 млрд, и все жилкомсервисы, которые подчиняются Жилищному комитету, имеют задолженность гораздо больше, чем 300 тысяч. По сути дела, руководители этих организаций просто обязаны сейчас заявить о том, что они находятся в предбанкротном состоянии. К сожалению, сегодня достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя банкротного юридического лица является не сообщение о предбанкротном состоянии. То есть если руководитель юридического лица, у которого задолженность превышает 300 тысяч, понимает, что эти 300 тысяч он не уменьшит за два месяца, то он обязан заявить о банкротстве, иначе он своим личным имуществом будет отвечать перед кредитором. Сейчас руководители управляющих организаций на расстрельной, как говорят, должности. Кто-то об этом знает, кто-то надеется, что его администрация прикроет, но я могу сказать, что руководитель Жилкомсервиса № 2 Василеостровского района, попавшего под банкротство лет 15 назад, привлечен к ответственности, ресурса администрации не хватило, чтобы его защитить. В процессе судебного разбирательства к субсидиарной ответственности привлекался ЖКС № 2 Московского района и город – как учредители, но в конце концов администрации хватило ресурса отбить ЖКС № 2 Московского района и городской бюджет, но директор пострадал, крайний все-таки нашелся.

Обсуждаемые поправки направлены на то, чтобы система ЖКХ не рухнула. Если сейчас начать популяризировать информацию о рисках директоров УК платить долги перед РСО из своего кармана, то организации станут переходить в состояние банкротства и прекратят оказывать услуги. Возникнет коллапс, когда одна организация в банкротстве, не может уже заниматься управлением, а другая еще не может. Сегодня в городе есть ситуации, когда управляющая организация находится в состоянии банкротства, и конкурсный управляющий бегает, ищет, кто бы дома взял в управление, а желающих не находится.

Финансовые потолки и коридоры

Итак, что предлагают поправки. Первое – они вводят в законодательство о банкротстве понятие «лицо, управляющее многоквартирным домом». Это ЖСК, ЖК, ТСЖ, индивидуальные предприниматели и управляющие организации, то есть все, кто занимается в том или ином виде деятельностью по управлению многоквартирными домами. Самое главное, поправки вводят в закон о банкротстве новый раздел – о банкротстве лиц, управляющих многоквартирными домами. Этот раздел устанавливает критерии отнесения к банкротству лиц, управляющих домами. Как мы убедились, 300 тысяч – слишком маленькая сумма для них, она слишком быстро накапливается, поэтому размер кредиторской задолженности, которую лицо, попадающее под признаки банкротства, не может погасить, предлагается установить пропорционально выручке управляющей организации. И еще предлагается увеличить срок погашения этого долга.

УК есть разные: кто-то управляет сотнями домов, кто-то одним на 30 или 100 квартир, выручка за месяц у них будет разная, и нельзя всех под одну гребенку – для всех 300 тысяч, поэтому предлагается установить нижний предел признаков банкротства 300 тысяч, а верхний предел оценивать по данным фактической выручки, полученной за 6 месяцев (берется 1/2 от 12 месяцев, чтобы нивелировать колебания выручки в зависимости от сезона).

Некоторые специалисты высказывают критические замечания о том, что эти поправки дадут возможность недобросовестным управляющим организациям избежать ответственности. Они забывают, что самый распространенный способ использования денежных потоков – это направление их мимо расчетного счета управляющей организации. Например, создается расчетный центр, который собирает деньги, и на расчетный счет управляющей организации практически ничего не поступает, все деньги идут от населения на расчетный центр, который платит со своего расчетного счета кредиторам, в том числе перечисляет на зарплату бухгалтера или управляющего какие-то небольшие деньги на расчетный счет самой управляющей организации. Эта схема стала сейчас достаточно распространенной, управляющие организации накапливают долги, кредиторы подают в суд, исполнительный лист кладут на расчетный счет этой управляющей организации, но деньги по исполнительному листу не списываются, потому что они идут другой дорогой. Поэтому этот критерий – пропорционально выручке по данным бухгалтерской отчетности – как раз и покажет, какие организации большинство денег пропускают через свой расчетный счет, а какие на свой расчетный счет деньги практически не берут. Я считаю, что эти поправки как раз наоборот помогут выявить организации, которые не совсем честно работают, и гораздо более коротким путем пустить на банкротство и убрать с рынка.

Время принесет деньги

В целом этот закон направлен на то, чтобы дать управляющим организациям время подумать, принять какие-то меры к наведению порядка, к тому, чтобы рассчитаться с кредиторами, потому что второй критерий банкротства – это неспособность погасить кредиторскую задолженность за определенный срок. Сегодня закон устанавливает этот срок как два месяца. Понятно, что управляющая организация не в состоянии за два месяца долги погасить, и предлагается установить период 18 месяцев – разумный срок для того, чтобы принять меры. По неплательщикам подать в суд – суды у нас длятся полгода, не меньше, даже если вы подаете заявление на получение судебного приказа, потом еще приставу надо поработать, найти эти деньги и вернуть на счет управляющей организации. Поэтому двух месяцев для принятия мер недостаточно.

Кроме того, чтобы увеличить выручку управляющей организации и рассчитаться с кредиторами, можно увеличивать собираемую плату, но просто так с завтрашнего дня в квитанциях новые цифры не напечатаешь, это незаконно. Необходимо пройти процедуру общего собрания, убедить граждан, что необходимо повышать плату, если хотите, чтобы управляющая организация или товарищество сохранились в вашем доме. На это тоже нужно время, как минимум – три месяца на подготовку и проведение, плюс возможно обжалование этого собрания со стороны противников – это еще полгода.

Итого год требуется на любые действия по оптимизации экономического положения организации и полгода поправками дается на то, чтобы наладить тенденцию на улучшение ситуации. Я считаю, срок 18 месяцев – абсолютно объективный. Этот срок способствует тому, чтобы лицо, управляющее многоквартирным домом, оценило обстановку, успело принять меры и начать погашать кредиторскую задолженность, то есть этот срок направлен на оздоровление рынка, а два месяца – это как раз срок, который просто губит жилищно-коммунальную систему.

Руководство без страха и упрека

Еще в поправках предлагается не распространять на управляющие организации действие положений закона о банкротстве о субсидиарной ответственности лица, контролирующего должника, если оно не заявило о банкротстве. Сегодня, повторюсь, почти все управляющие организации работают в состоянии не заявления о банкротстве, это уже стало обычаем делового оборота, это считается нормально. Иначе будет какой-то сумасшедший дом: компания или товарищество поработало полгода и заявляет о банкротстве, ликвидируется. Потом новая организация еще 3 месяца поработала, опять ликвидируется. Чтобы этого не происходило, и разработаны эти поправки. В них говорится о том, что к контролирующим должника лицам, то есть руководителям, учредителям, не должна применяться норма привлечения к субсидиарной ответственности только по причине незаявления о банкротном состоянии.

Кроме того, предлагается привлекать к субсидиарной ответственности контролирующее должника лицо по признакам преднамеренного банкротства не так, как изложено в законе о банкротстве для остальных юридических лиц (обязанность доказывания в формулировках закона лежит на том лице, которое привлекается к субсидиарной ответственности). Предлагается в отношении управляющих организаций и лиц, управляющих многоквартирными домами, применять примерно то же положение, но только с позиции презумпции невиновности. При любом банкротстве конкурсный управляющий обязан подавать заявление в полицию об исследовании, нет ли признаков преднамеренного банкротства, и органы выносят решение. Предлагается руководствоваться этим признаком – если правоохранительный орган не нашел признаков преднамеренного банкротства, то это основание не привлекать контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Такие мотивы должны доказывать специалисты, потому что, еще раз повторю, ЖКХ – это сложно, и только специалисты, обладающие знаниями экономики с глубоким погружением в это дело, могут сказать, есть ли признаки преднамеренного банкротства. Принимались ли меры при доведении до банкротства? Если схема денежных потоков выстроена мимо расчетного счета организации и никаких мер не принимается, не проводятся собрания, не взыскиваются долги, уже понятно, что люди просто не хотели этим заниматься. А если люди действительно работали для улучшения экономического положения, то это будет видно в процессе расследования.

Всем будет лучше

Может показаться, что этот законопроект исключительно защищает управляющие компании, но на самом деле он направлен на защиту потребителей в том числе, если даже не в большей степени.

К чему приводят схемы, при которых денежные потоки идут в обход расчетного счета управляющей организации? Приведу пример. Управляющая организация допустила огрехи в своей работе: упала льдина на машину, залило квартиру с чердака, – словом, причинен ущерб, и очень много случаев, когда собственник просуживает этот ущерб, получает исполнительный лист, кладет его на расчетный счет управляющей организации, а деньги не приходят, потому что они идут другим потоком. Эти поправки позволят, во-первых, пересмотреть эту схему, во-вторых, у управляющих организаций появится желание гасить такую задолженность, потому что тот же пострадавший на основании критерия по выручке получит право подавать на банкротство. Все-таки первое желание у любого предпринимателя – это не попадать под банкротство и продолжать работать.

Я вообще считаю, что абсолютное большинство предпринимателей, которые идут в сферу ЖКХ, это честные добросовестные граждане, их привлекает стабильная работа, и они замотивированы желанием что-то сделать – как правило, начинают со своего дома. Все хотят, чтобы их дома были лучше. Понятие недобросовестных управляющих организаций, на мой взгляд, придумали чиновники из-за того, что так и не могут построить систему, которая бы удовлетворяла потребности наших граждан в соотношении цены и качества.