Фото: Никита Крючков
Текст: Виктория Опекина
23 марта 2017

Городская среда должна стать комфортной

21 февраля на заседании Координационного совета по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа при аппарате полномочного представителя Президента РФ в СЗФО обсудили наиболее острые проблемы: саморегулирование отрасли и работу застройщиков в условиях экономического спада. Также на заседании речь шла о приоритетных проектах страны, в частности о проекте «Формирование комфортной городской среды».

Несмотря на кризис и безумные скачки доллара в прошлом году, строительная отрасль выстояла. По словам Сергея Зимина, помощника полпреда Президента РФ в СЗФО, темпы ввода жилья снизились по сравнению с прошлым годом, но СЗФО выглядит не так уж плохо на фоне других регионов. Если обратится к статистике, то в целом по России в прошлом году объемы строительства упали на 7%, в то время как на Северо-Западе только на 2,5%. А по общему объему выполненных строительных работ СЗФО и вовсе лидирует. Был обеспечен рост в 3,9%.

«Мы видим, что строительный рынок четко отреагировал на конъюнктуру. Очевидно ресурс у отрасли есть и поэтому нам надо сейчас выработать четкие рекомендации и для строительного сектора и для государственной власти, чтобы решить стоящие перед отраслью проблемы», – сказал Сергей Зимин. Его оптимизм поддержал и Александр Вахмистров, сопредседатель Координационного совета, председатель Совета директоров Группы ЛСР.

«У нас нет оснований полагать что в ближайшие время будет резкое снижение объемов вводимого в эксплуатацию жилья, хотя в прошлом году и наблюдалась отрицательная динамика. Государственное субсидирование ипотечной ставки положительно сказалось на покупательском спросе, и конечно это сыграло свою роль в изменении позиции Центробанка относительно снижения процентной ставки. Конечно, если бы она оставалась на уровне 18% о любом кредитовании можно было бы забыть», – говорит Александр Вахмистров.

Как известно, сейчас правительство отказалось от программы государственной поддержки ипотечного кредитования, и теперь строители надеются на политику Центробанка. В профессиональной среде ходят упорные слухи, что может быть во втором полугодии 2017 года хотя бы на 1% ставка Центробанка понизится, что в свою очередь простимулирует спрос на первичном рынке недвижимости.

Но все-таки по мнению специалистов 12% – это тот потолок (и психологический и экономический), который позволяет удерживать покупательский спрос на приемлемом уровне. И по мнению Александра Вахмистрова, а также экспертов рынка недвижимости, 2017 год пройдет без потрясений, резкого снижения покупательского спроса и снижения объемов вводимого жилья ожидать не стоит.

Еще одной глобальной проблемой для правительства является проблема обманутых дольщиков и, соответственно, надежность застройщиков. Принятые поправки к 214-ФЗ существенно добавляют требований к строительным кампаниям с целью максимально обезопасить рынок от долгостроев с непонятной историей. Закон добавляет сразу несколько квалификационных требований к застройщикам, таких как наличие собственного уставного капитала, наличие определенных реализованных объемов строительства, а также формирование компенсационного фонда, взнос в который будет обязателен для всех строительных компаний и средства фонда будут строго контролироваться. С 1 января этого года данные поправки уже вступили в силу. Кроме того, для того чтобы сделать участие в долевом строительстве более безопасным и цивилизованным придется всерьез разобраться с механизмом саморегулирования строительного сообщества. Инструментом для этого должен стать очередной закон – 372-ФЗ и кардинальное реформирование строительных СРО как таковых.

По словам Виктора Прядеина, исполнительного директора Ассоциации «Национальное объединение строителей» в саморегулировании строительной отрасли грядет серьезная перестройка. Дело в том, что компенсационные фонды строительных СРО были размещены в тех банках, чьи лицензии оказались отозваны. Так что по сути СРО никак не контролировали своих членов и тем более не несли финансовой ответственности за их деятельность. С 1 ноября 2016 года все СРО должны перевести компенсационные фонды на специальные счета тех банков, требования к которым определены правительством РФ (это 12 крупных банков страны), и расходоваться средства компенсационных фондов могут только по строго определенным направлениям. На сегодняшний день в целом по стране из 100 млрд рублей, которые должны были находится в распоряжении СРО в сфере строительства, осталось только 46 млрд. Больше половины средств компенсационных фондов СРО пропали вместе с исчезнувшими банками.

«Если говорить о Санкт-Петербурге и СЗФО в целом, то общий объем средств компенсационных фондов, который заявлен на сайте СРО – 21 млрд рублей, но реально на счетах банков размещены только 8 млрд рублей. Таким образом деньги не в полном объеме зачислены на специальные банковские счета. Из 28 петербургских СРО только 9 в полном объеме разместили свои средства. Это говорит о том, что скорее всего в полном объеме мы этих средств и не увидим, поэтому реформирование деятельности СРО должно эту ситуацию вскрыть», – говорит Виктор Прядеин. Также реформирование системы СРО предполагает создание национального реестра специалистов в области строительства. Собственно новации, прописанные в законе № 372-ФЗ, которые вступят в силу после 1 июля 2017 года, вызывают очень много вопросов у профессионалов отрасли. В этой связи было решено провести для представителей СРО ряд круглых столов и семинаров.

Городская среда

В конце 2016 года Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». На эти цели из федерального бюджета на 2017 год будет выделено 20 млрд рублей.

«Город сейчас получил методические рекомендации от Министерства строительства по этому вопросу. Но как выяснили эксперты ОНФ во время рабочих встреч с ведущими архитекторами и проектировщиками, каждый специалист трактует понятия общественных зон и общественных пространств по-своему, и путаница в терминологии может серьезно затруднить реализацию проекта. Необходимо четко продумать сочетание методических рекомендаций, муниципальных программ и муниципальных правил по благоустройству», – считает Павел Созинов, член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге, председатель экспертного комитета Координационного совета.

Здесь возникает много вопросов, в частности, как эти программы будут подверстываться под уже действующие программы, как будут взаимодействовать разные ветви власти. Чтобы сгладить возможные противоречия совместно с общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, вузами ОНФ проводит мониторинг существующих в Санкт-Петербурге программ в сфере благоустройства. Это одна из задач новой федеральной структуры ОНФ – Центра мониторинга благоустройства городской среды, который создан для непосредственного взаимодействия с населением при решении вопросов благоустройства. В Санкт-Петербурге его работу координирует Павел Созинов.

Напомним, что Центр мониторинга благоустройства городской среды создан во исполнение поручения президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина о разработке механизма учета мнения граждан при благоустройстве городской среды и дворовых территорий. С помощью данного Центра планируется вовлекать граждан в принятие решений по благоустройству своих дворов и общедоступных зон отдыха, показывать, как они могут влиять на формирование инфраструктуры своего местожительства.

В рамках работы Центра предусматривается помощь жителям городов в принятии решений по изменению инфраструктуры своих дворов, а также привлечение их к непосредственному участию в облагораживании дворовых территорий и городских зон отдыха. Будут созданы сборники лучших практик реализации идей горожан, распространены справочные материалы с ответами на самые распространенные вопросы в этой сфере.

Что касается благоустройства городской среды, в частности, парковых зон, скверов, площадей, то в рамках этого направления планируется усовершенствовать процедуру общественных слушаний, разъяснять гражданам их права и возможности при взаимодействии с муниципалитетами, создать базу примеров успешного и эффективного взаимодействия горожан с городскими властями. Запросы и пожелания граждан будут выявляться через анкетирование, мониторинги, встречи, обучающие мероприятия.