Фото: Консьержъ
Текст: Татьяна Ларина
23 апреля 2018

Эксперты: "Расщепление" от ВЦКП – это не прямые договоры

В начале апреля вступил в силу федеральный закон, по которому собственники помещений в многоквартирных домах могут заключить прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг, минуя посредника – управляющую организацию или ТСЖ (ЖК, ЖСК, ТСН).
Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Как заявил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, новая норма "поможет убрать с рынка ЖКХ более 30% недобросовестных управляющих организаций". Однако петербургские управляющие организации, всегда выступавшие за уход от посредничества, такой возможности обрадовались.

Единственное препятствие, остающееся на сегодняшний день для петербуржцев – "региональная специфика" – дополнительный посредник между поставщиком и потребителем в лице ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство". На банковский счет ВЦКП сегодня приходит порядка 70–80% всех платежей петербуржцев за жилищно-коммунальные услуги. Предприятие подконтрольно городскому Жилищному комитету, и терять денежные потоки там не намерены.

"Принцип прямых договоров реализован в нашей комплексной модели, – заявил Михаил Корягин, генеральный директор ГУП ВЦКП, – это так называемое расщепление денежных средств согласно целевому использованию: то есть денежные средства, которые жители оплачивают по розовому счету, поступают на счет ВЦКП и дальше расщепляются ресурсникам согласно сумме в платеже".

прямые договоры.png

Если плательщик внес ровно ту сумму, что указана на розовом счете, то "расщепление" может работать. Все сложности возникают, когда вносится неточная сумма – например, подключен ежемесячный автоплатеж на фиксированную сумму, или плательщик вычеркнул ряд позиций в квитанции – поставщикам услуг деньги придут пропорционально их "весу" в счете.

прямые договоры 2.png

"Разделять денежные средства ресурсников, управляющей организации и других поставщиков услуг необходимо сразу в банке, где их будут, грубо говоря, подписывать и отправлять отдельными путями, – считает Евгений Пургин, председатель совета СРО "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере". – Вот это и есть настоящее расщепление, уход от ненужного посредничества, и именно так должен реализовываться механизм прямых договоров, а то, о чем говорит ВЦКП – это фикция".

По словам эксперта, схема ВЦКП содержит большие риски и для плательщиков, и для поставщиков услуг. Например, если на счет ВЦКП будет наложен исполнительный лист, или он будет заблокирован по какой-либо другой причине, то деньги за услуги могут так и не дойти, и каждый из поставщиков услуг будет истребовать эти суммы с плательщика.

Есть и другие нюансы. "При расщеплении налоговая признает платежи за коммунальные услуги доходами управляющей организации, из-за этого организация не может перейти на "упрощенку" и освободиться от НДС", – отмечает Станислав Марцуль, совладелец УК "Комфорт".

Виктор Цветков, председатель Ассоциации ТСЖ "Возрождение", рассказывает о случаях, когда вследствие расщепления ВЦКП возникают переплаты в адрес РСО, которые вернуть в управляющую организацию фактически невозможно. Дело в том, что ТСЖ начисляет жителям без приборов учета плату за коммунальные услуги по нормативу, а расплачивается с ресурсником по общедомовому счетчику, в итоге ВЦКП перечисляет в РСО больше денег, чем должно, и вернуть их согласно "только по согласию ресурсоснабжающей организации".

"Жилищный комитет заинтересован только в одном – чтобы деньги петербуржцев не шли напрямую в банки поставщиков услуг, а заходили сначала в банк ВЦКП, "отлеживались" там и, очевидно, "работали", – резюмирует Евгений Пургин.