Фото: Лилия Курбеко
1 ноября 2020

Дожить до 2024

Куда повезем отходы, если мощности близлежащих полигонов вот-вот закончатся, а согласование и строительство новых объектов занимает минимум три года? Вопрос волнует как минимум перевозчиков. Перспективы региона в этом материале оценила Ольга Чистякова, генеральный директор ООО «НБСтрой». Ей слово.

Начало октября для всех, кто так или иначе вовлечен в систему обращения с отходами, прошло под впечатлением подписания Соглашения между губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым и губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, а также руководителем «Интер РАО» и главой банка «ВТБ». Соглашение посвящено совместному решению проблем и созданию единого для двух субъектов оператора по обращению с отходами.

Это, конечно, здорово. Однако совместное решение вопросов, связанных с обращением с отходами в нашем регионе, имеет давнюю историю.

Первое соглашение между губернаторами города и области было подписано в далеком 1994 году.

Позднее, в декабре 2003 года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко обращалась в адрес Ленинградской области о выделении 2–3 участков для размещения объектов по обращению с отходами города.

В 2006–2010 годах существовала под председательством губернаторов города и области постоянно действующая рабочая группа по обращению с отходами.

В 2017 году губернаторами было подписано Соглашение о взаимодействии между двумя регионами по вопросу обращения с отходами производства и потребления, утвержденное Законодательными собраниями города и области.

К сожалению, явных результатов, обеспечивающих безопасность населения, мы не видим. В то же время:

– в 2006–2010 годах органами местного самоуправления были отклонены подготовленные проектами площадки для нужд Санкт-Петербурга в Кировском, Лужском и Тосненском районах Ленинградской области;

– в 2012 и 2017 годах объекты размещения городских отходов на Волхонском шоссе и в поселке Новоселки, два из трех исторически существовавших, были выведены из эксплуатации;

– 2018 год запомнился митингами протеста населения о продолжении деятельности полигона «Новый Свет – Эко» в Гатчинском районе Ленинградской области.

Поэтому сейчас нам остается надеяться только на лучшее. Однако некоторые заявления и (или) решения в сфере обращения с отходами в нашем регионе продолжают настораживать.

Первое – это неоднократно озвученный тезис о стопроцентной переработке отходов и полном отказе от захоронения. Зачем? Ведь даже национальный проект «Экология» не ставит такие цели. Любая технология обращения с отходами (сортировка, термическая обработка) предусматривает образование вторичных отходов. При сжигании отходов, например, образуется зола в количестве 20–30 процентов по массе, а это не менее 450 тысяч тонн (учитывая весь объем ТКО региона). С высокой трибуны заверяют, что зола будет использована в дорожном хозяйстве и строительстве. А дорожники готовы ее принимать? А надзорные органы готовы согласовать им новые ГОСТы по качеству дорожных покрытий с использованием золы? Опыт проектирования и строительства мусоросжигающих заводов в Воскресенском и Наро-Фоминском городских округах Московской области наши сомнения наглядно подтвердил, так как для размещения отходов сжигания пришлось заключать договор с полигоном в Томской области.

Ручная сортировка отходов, повсеместно используемая в регионе, также имеет предел ее эффективности – это фракция отходов размером менее 50 мм, которую практически невозможно извлечь, а это около 40% всего объема. Далее. Макулатура, занимающая в морфологическом составе ТКО города около 20%, более чем наполовину представлена загрязненной бумагой низкого качества, не имеющей коммерческого спроса. Примерно такая же ситуация и с полимерами, занимающими почти 30% морфологического состава ТКО и только наполовину применимыми для переработки. Как следствие этого, не более 45% объема ТКО могут быть переработаны с получением вторичных материалов и товаров.

Кто же готов купить? Кто имеет потребность в использовании почти одного миллиона тонн коммерчески непривлекательной фракции ТКО? Причем фракции, содержащей проблемные отходы (химикаты, элементы питания, медицинские отходы). Нас уверяют, что из этого количества отходов будут изготовлены компост и RDF-топливо.

Потребности региона в компосте наглядно показала ситуация с МПБО, которые после отказа фирмы «Лето» забирать их почвенную смесь, были вынуждены размещать ее на полигонах. Что касается RDF, то потребности цементных заводов Ленинградской области (это ОАО «Пикалевский цемент» и ОАО «ЦЕСЛА») в топливе (газ и измельченная сухая угольная крошка) составляют около 490 тысяч тонн ежегодно. Это сопоставимо с возможным производством RDF в регионе (примерно 420 тысяч тонн). Однако переход цементных заводов на альтернативное топливо потребует не только времени и средств на эксперименты, но и согласие их владельцев. А это крупные холдинги «Евроцемент – Групп» и «Хейделберг цемент», для которых не интересны локальные решения.

На все это ответов нет. А ведь идет уже третий год реализации Национального проекта. В то же время в регионе сложилась критическая ситуация – отходы просто некуда вывозить. В настоящее время в Государственный реестр объектов размещения отходов региона включены 24 объекта, из них только на 18 возможно размещение ТКО. Из этих 18:

– 11 полигонов проектировались и строились только для размещения отходов соответствующих районов Ленинградской области, а это несопоставимые с городом объемы (кроме того, 5 из них размещены на расстоянии более
150 км от города);

– 4 полигона предназначены только для хранения отходов;

– любой может быть закрыт по представлению надзорных органов.

По опыту оформление земельного участка, инженерные изыскания, проектирование, экспертиза и строительство крупного объекта обращения с отходами требует не менее трех лет. (В Московской области обещают уложиться в 4 года.) Следовательно, мы должны сейчас дать ответ: дотянем ли 2024 года?

Мое мнение – нет. В силу этого возникает классический вопрос: «Что делать?»

Отнесение к прямым полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения с отходами только деятельности по обращению с ТКО сместило акценты в решениях всех уровней власти.

Доля ТКО в общем объеме образующихся отходов составляет немногим более 17% для Санкт-Петербурга и 12% для Ленинградской области. Как и куда будут вывозиться оставшиеся 13,6 млн тонн, остается за рамками внимания соответствующих чиновников.

Недавно прозвучала фраза инспектора Росприроднадзора: «Об этом должно думать правительство России». Чиновник даже не понимал, что является государственным служащим именно Российской Федерации, а не ее субъекта. Понятно, что быстро этот вопрос не решить, но нужно хотя бы рекомендовать дать поручение при проектировании и строительстве мусороперерабатывающих заводов в обязательном порядке учитывать все виды отходов, образующихся в регионе.

Деятельность по выбору региональных операторов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области закончилась формированием монополистов, но монополистов только в сфере ТКО, составляющем 15% от общего объема образующихся отходов. Тем не менее отдельные коммерческие проекты, например технопарк «Шаглино», «тормозятся» по непонятным причинам. Рынок обращения с отходами гораздо шире, и мешать друг другу нет смысла.

В связи с вышесказанным предлагаю:

– хозяйствующим субъектам региона, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами, рассмотреть и в случае наличия возможности, реализовать комплексы мер по увеличению мощностей на период 2021–2024 годов;

– Региональным операторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотреть возможности долевого финансирования данных мероприятий.

Ольга Чистякова.jpg