Лидер
Лидер "антирейтинга" - дом 17 по ул. Орбели
Фото: Татьяна Гоцуленко
Текст: Светлана Хаматова, Виктория Опекина
2 июля 2017

Анонимка от рейдера?

Городской портал «Наш Санкт-Петербург» стал орудием для недобросовестной конкуренции на рынке ЖКХ. К такому выводу пришли сразу несколько частных управляющих компаний, которые оказались жертвами анонимных «жалобщиков», которые забрасывают портал многочисленными кляузами. По мнению профессионалов рынка, возможность жаловаться анонимно развязывает руки кому угодно, вплоть до рейдеров, которые в последнее время сильно активизировались в сфере ЖКХ.

Кустов.jpg

Сергей Кустов, генеральный директор группы управляющих компаний

«Жалобы на портале не являются объективной оценкой работы управляющих компаний, – считает Сергей Кустов, генеральный директор группы управляющих компаний. – По факту портал нацелен на неукоснительное исполнение требований жалобщиков. Докажу на примере. На портал поступила жалоба на неудовлетворительное содержание фасада здания, в котором располагается правоохранительный орган. Исполнителем данной жалобы администрацией района было назначено ГУЖА, ГУЖА посчитало, что исполнителем должна быть УК, несмотря на то, что здание передано в правоохранительные органы на праве оперативного управления, то есть обязанность по содержанию здания лежит далеко не на УК. Сотрудники УК пошли приводить фасад здания в надлежащий вид. И что? Вышли сотрудники правоохранительных органов и разогнали мастеров, сказав, что к их зданию прикасаться нельзя. Сотрудники УК не смогли закрыть вовремя жалобу на портале, хотя приложили все усилия. Получается, УК обязана выполнить работы вне зависимости от правовой обоснованности возникновения этой обязанности. Теперь аналогия. Предположим, что я гражданин РФ, не имеющий постоянной прописки в Петербурге и квартиры в собственности. Я написал жалобу на портал: «администрация района мне не оказывает помощь в получении квартиры». Я, правда, туда и не обращался ни разу с данным вопросом, но решил сразу написать на портал. По моей жалобе будет назначен координатор и исполнитель, который, чтобы закрыть жалобу, должен предоставить мне квартиру. Абсурд? Вот и ряд жалоб от анонимных пользователей в адрес УК являются также нелепыми».

Проведенный частными УК независимый эксперимент показал: жалобы на аффилированные с госструктурами жилкомсервисы никак не влияют на их позиции в рейтинге, размещенном на этом же портале, в то время как в результате «бомбежки» жалобами частных УК их рейтинг падает. 
Эксперты приводят множество примеров, когда требования портала «Наш Санкт-Петербург», мягко говоря, странны. Так, с весны 2017 года пользователи стали активно фотографировать автомобили с просьбой убрать машины, подолгу стоящие во дворах (неофициально их прозвали «подснежники»). Пользователь считает, что данная машина стоит уже год, и ее необходимо убрать. Но, позвольте, где доказательства, что пользователь не отсутствовал год и не видел поэтому, как машина передвигалась? Действительно, прокуратура имеет право обратиться в суд с исковыми требованиями эвакуировать или утилизировать разукомплектованное транспортные средство, но жалобы поступают на автомобили, имеющие госномер. Классификатор дает срок для исполнения этой жалобы – 2 дня. Не кажется ли вам, что портал заставляет УК подменять госорган в части исполнения обязательств?

А товарищ под ником «Российский гражданин» ежедневно выкладывает от 30 и более жалоб на работу управляющей компании в своем доме на улице Орбели. Он пишет обо всем, что его не устраивает, причем сразу туда, по-видимому, не пытаясь связаться для начала с самой управляющей компанией. Как вы понимаете, УК не в восторге, мало того, что жители дома должны за услуги почти два миллиона рублей, и на текущий ремонт приходится средства изыскивать, так еще и претензии по поводу того, что несколько пикселей на табло в лифте не горят (на замену одного табло, на секундочку, нужно 90 тыс. рублей). Всего от профессионального жалобщика поступило более 700 обращений в том числе на ежедневную уборку мест общего пользования (несмотря на определенный график уборки, предусмотренный договором на управление домом), расколотую плитку (сегодня на одну, заменили, отчитались, а завтра уже на другую пожаловался), на раскрытый щиток и торчащие провода... Как-то так получается, что даже если проблема устранена, она возникает вновь, или же заявитель просто не закрывает свою жалобу на портале, так как не удовлетворен качеством уборки, например. Складывается впечатление, что он просто мстит УК или развлекается. Тем не менее, угрожающее количество жалоб пугает районную администрацию, она призывает контролирующие органы проверить злосчастный дом, уборку оценивают, как удовлетворительную, но тут же фиксируют нарушения по текущему ремонту и штрафуют УК на сорок тысяч и, судя по всему, история эта повторится, потому что жалобщик не останавливается. Кстати, скрывающийся под «Российским гражданином» явился на общее собрание в своем доме и обрисовал свою позицию: жалобы продолжатся, а штрафы УК должна платить из своей прибыли – это ее предпринимательский риск!

Как же тут быть? Продолжать реагировать на каждый интернет-чих, забыв об основной работе, или – есть такие предложения! – перестроить систему работы портала (а то и закрыть его, пусть жалуются по старинке, в письменной форме, а то и через суд действуют, там есть финансовые издержки, которые отпугнут болтунов).

«УК готовы бороться за рейтинг района и оказывать помощь администрациям, – говорит Сергей Кустов, – но как только у компании заканчиваются средства для выполнения работ, не включенных в текущий ремонт МКД, администрации района начинают применять в отношении компаний негативные воздействия с помощью ГЖИ, которая проводит проверку и накладывает административный штраф на компанию. С наличием портала «Наш Санкт-Петербург» необходимо вносить изменения в ЖК РФ и иные документы, регламентирующие деятельность ЖКХ. УК должна работать в таком случае только в онлайн режиме, а собственников должны лишить права подавать жалобы напрямую в УК. Так как сейчас порталом не предусмотрено обязательное условие предварительной подачи жалобы в УК, прикрепления доказательств, подтверждающих, что Заявитель обращался к юрлицу, и его жалоба осталась без ответа.»

Снимок экрана 2017-07-02 в 18.33.39.png

Андрей Пономаренко,

руководитель проекта «Территория ЖКХ»

Андрей Пономаренко, руководитель проекта «Территория ЖКХ», считает, что анонимная жалоба явно показывает нежелание заявителя решать вопрос конструктивно: «Скорее всего у анонима есть какие-то свои, корыстные мотивы. Возможно, он не объективен, в его обращении содержатся искаженные факты, за которые гражданин не хочет нести ответственность. Ведь человеку, который уверен в своей правоте, нечего скрывать, правда? Я слышал о предложениях закрыть порталы для жалоб на сферу ЖКХ, но на самом деле такие порталы отлично помогают контролировать ситуацию в сфере, работу чиновников и организаций. Это форма открытого диалога, которая весьма востребована. Но контролирующие органы, конечно, должны знать личность заявителя, чтобы грамотно и продуктивно разрешать конфликтные ситуации. Полагаю, персонализированные обращения сделают жалобы более предметными, взвешенными, объективными. Это всем пойдет только на пользу».

Виктор Цветков, президент Ассоциации ТСЖ «Возрождение», предлагает проверять анонимные жалобы только в присутствии заявителя, особенно если претензий у того накопилось много. А вообще – отрегулировать механизм реагирования на жалобы в соответствии с законом. Там про анонимки все четко сказано. Сейчас ассоциация готовит коллективное обращение по этому поводу.

В Федеральном Законе «О защите прав юридических лиц от необоснованных проверок» прописано: если есть какая-то жалоба, она должна быть индивидуально определима, – комментирует Николай Тямшанский, юрист по ЖКХ партии «Справедливая Россия». – Если ГЖИ проводит проверку по анонимной жалобе, действия инспектора надо обжаловать через суд. Превентивно защититься от подобных проверок довольно сложно – от произвола вообще довольно сложно защищаться. Надо либо найти управляющую организацию, которая уже обжаловала такие действия, и ссылаться на нее, либо создавать прецедент. Так можно и нужно поступать, это нормальная практика. Отдельные постановления ГЖИ спокойно отменяются через суды.

Что касается порталов, где можно оставить анонимную жалобу на нарушения в сфере ЖКХ, отмечу, они интересны в некоторых других случаях – когда, например, государство быстро реагирует на обращение, не требующее кого-то наказать, а, скажем, восстановить элемент благоустройства. Тем же муниципалам ничего не мешает по анонимному обращению установить скамеечку. Они просто приходят на место, видят, что просьба справедливая, скамейка действительно нужна, ставят ее.

Как вариант, почему бы не сделать на портале опцию: «Для возможной привлечения управляющей организации к административной ответственности укажите свой адрес и ФИО»?

И повторю: закон не ограничивает количество жалоб, которые может написать гражданин, но анонимные рассматриваться не должны. Это главное.

Помимо того, что портал «Наш Санкт-Петербург» является анонимным, он имеет еще ряд недостатков, которые сильно затрудняют работу по устранению поступивших от населения жалоб, – считает Элеонора Котлярчук, специалист по работе с населением OOO «ЖК-Сервис». – Например, недочеты, на которые пожаловался жилец, уже устранены, но поскольку от него обратной связи не поступило, данная жалоба продолжает висеть на сайте. Получается замкнутый круг, ведь жалоба анонимна, и мы не можем сразу связаться с жильцом, который выразил недовольство по какому либо поводу, и сообщить ему, что мы уже отреагировали на его обращение. В свою очередь, УК должна отреагировать в очень короткие сроки: у нас есть всего пара дней, чтобы устранить причину жалобы, и мы в эти сроки укладываемся.

Еще одно из требований портала – предоставить фотографии устраненной неполадки или иного нарушения, причем фотографии должны быть сделаны с того же ракурса, что и фотографии предоставленные анонимом. Вот недавно у нас была жалоба на граффити, нарисованное на крыше и сфотографированное с дома напротив. Нашим специалистам после того, как они убрали это граффити, пришлось еще и лезть на крышу соседнего дома, чтобы сделать фотофиксацию. Это я считаю, уже чересчур.

______________________________

«Портал не застрахован от гиперактивных пользователей, целью которых является не столько устранение проблем, затрагивающих их личные интересы, как жителей многоквартирных домов, сколько удовлетворение каких-либо других интересов (от шантажа УК до амбициозных планов получить лидерство в рейтинге «активных лидеров»).

Для администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и сотрудников ГУЖА порядок рассмотрения от количества не зависит, только резко увеличивается нагрузка сотрудников, работающих с обращениями, а также всех служб, задействованных в отработке обращений.

Действующий на сегодня порядок регистрации допускает подачу любого количества обращений, если они соответствуют порядку работы с обращениями.»

(Из ответа Администрации Выборгского района на запрос газеты «Консьержъ»)

_____________________________

«Портал создан на основании распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2014 № 37-рп «О портале «Наш Санкт-Петербург» в целях отработки перспективного механизма взаимодействия с гражданами посредством обмена сообщениями в электронной форме по вопросам жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и других сфер жизнедеятельности. К отношениям, возникающим в связи с эксплуатацией Портала, не применяются положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Порядок работы с сообщениями, поступающими от граждан на Портал, утверждён 16.08.2016 вице-губернатором Санкт-Петербурга - руководителем Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Говоруновым А.Н. (далее – Порядок), расположенный в сети «Интернет» по адресу: http://gorod.gov.spb.ru/regulations/.

Предметом регулирования Порядка являются отношения, возникающие при поступлении сообщения Пользователя (гражданина, зарегистрированного на Портале) на Портал и отработке сообщения Модератором, Координатором, Исполнителем, Контролером, Контрольно-надзорным и Контролирующим органом.

На сегодняшний день более 800 сообщений по адресу: ул. Орбели, д.17 поступило от автора сообщений под именем «Российский Гражданин».

К сожалению, Порталом не предусмотрена идентификация и аутентификация граждан, направляющих сообщения на Портал, что приводит к появлению массовых анонимных сообщений. Это нарушает основной принцип работы        Портала – организация взаимодействия с гражданами, предусматривающая двустороннюю связь органов государственной власти и жителей.

В отношении многоквартирного дома по адресу: ул. Орбели, д.17 поступает от 10 до 30 сообщений в день (максимальное ограничение от одного Пользователя). Такое массовое поступление сообщений на Портал сказывается на своевременности рассмотрения сообщений от других пользователей Портала».

(Из ответа Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
на запрос газеты «Консьержъ»)